Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ТРАУЛЕРОМ “DZINTARJURA” (флаг Сент-Китс и Невис, IMO 8107050)

Случилось восстание работников рыбцеха, попавших на судно, словно туристы. Ведь если смотреть на факты, то, как группа туристов они вылетели из Калининграда на Канары, где и поселились на борту траулера “DZINTARJURA” (флаг Сент-Китс и Невис, IMO 8107050). Судно зарегистрировано на Карибах, управляется из Лас-Пальмаса и имеет экипаж в составе сорока с лишним граждан РФ, тоже проживающих в Калининградской области.

Трудовых контрактов не было, поэтому и выходит - «туристы».

Народ приехал  на судно без судовой роли и документов сопровождения, то есть, без участия работодателя, судовладельца или крюинга. Налицо лишь факт самостоятельного перемещения граждан РФ за границу, по краткосрочным визам и как бы на курорт. А фактов наличия работодателя или крюинга нету: контрактов-то нет.

Впрочем, у одного «туриста» со специальностью «судовой электромеханик», договор был. Траулер голландской постройки, автоматизация - под завязку, техническая документация - на тарабарском языке. Поэтому привлеченный специалист должен разбираться и в том, и в этом – отсюда особые условия.

Вот так и начался этот эксклюзивный тур «по морям и волнам».

Сначала траулер, чьё название переводится как «янтарное море», стоял месяц в ожидании лицензии для датской зоны. Переработки у «туристов», особенно рядовых, не наблюдалось. Поэтому задержки с выплатой денег, кем-то им в Калининграде обещанных, явного недовольства не вызвали.

Отсюда вопрос: а кто этим людям в Калининграде что-то обещал?

Ходят слухи, крюинг. Мол, была контора, где обещали по полторы тыщи долларов в месяц «с гарантией». Без условий, выловил что-то или нет, и где вообще-то судно находится, на пляже или под Гренландией.

Хотя, по словам агентства «Балтфлоткадры», выступавшего исключительно консультантом об условиях рейса (согласно слов и по имеющимся фактам), цифра была иная. Озвучили «гарантийку» в размере штуки баксов, не больше (для справки, уровень её в местных рыбопромысловых компаниях флага РФ 600 долларов США).

Как бы там ни было, в Пальмасе рядовым туристам выдали небольшой аванс. И когда в конце июня Северная Атлантика покатила свои валы, начались и рыбалка, и проблемы. 

 

Траулер “DZINTARJURA” (флаг Сент-Китс и Невис, IMO 8107050)

 По итогам первого месяца работы, матросы-туристы получили примерно половину от услышанного, но нигде не прописанного. Согласно правилу испорченного телефона, вспыхнули споры по загадочным расценкам за рыбу. Такие дискуссии кого-то развлекали, а кого-то и сплачивали за справедливость. А её, выходит, и нету, если нет контрактов и внятных цифр.

Поэтому на исходе второго месяца работы, вполне успешного для рыбалки, часть экипажа решила, что её кинули процентов на семьдесят.

И когда грянул День ВДВ РФ, вечером первого августа, 17 членов экипажа (все рядовые, кроме «эксклюзивного» электромеханика), употребили содержимое пяти ёмкостей по восемь литров, а потом сорвали производственную деятельность судна (из рапорта капитана).

Одни, преследуя капитана и стармеха, штурмовали ходовой мостик, а другие темпераментно «убеждали» матросов-обработчиков не работать.

Одних на подступах к рубке удалось остановить, а другие победили: бригада переработчиков отказалась заступать на смену.

Всю ночь шли переговоры между администрацией и туристами.

Требования «прекратить промысел и следовать на Фареры для отправки домой с зарплатой для всех желающих» прозвучали.

«Руководством компании принято решение  о следовании судна на Фарерские острова для дальнейшего разъяснения ситуации» - так заканчивается рапорт, подписанный четырьмя старшими офицерами.

По словам бунтовщиков, всё было иначе. Да, электромеханик был на мостике, однако, свежим и трезвым. А вот капитан был, наоборот пьяным, стармех - грубым, и поэтому один из них зачем-то ударил электромеханика кружкой по голове. После чего пострадавший ушёл в умывальник, где оставил следы, которые и привлекли внимание братьев-рыбообработчиков. С этого места и начались печальные события, которые закончилось после захода в деревушку Фуглавьорд, Фарерские острова.

Хотя за неделю до деревни разные женские голоса звонили в профсоюз, от Калининграда до Лондона, с жалобой: «Есть такое судно, где не платят, бьют и не подписывают трудовой контракт».

В таком сообщении главное - «нет контракта». И не потому, что этого требует  международное право и любой кодекс любого флага. А потому, если случится серьезное на борту, тяжело определить компенсацию по травме, юридическую ответственность и прочее.

Отсюда в международном трудовом праве существует «презумпция изначальной виновности» работодателя, который, как автомобилист при столкновении с тупым велосипедистом, признаётся виновным. Потому что не заметил дурака на дороге, управляя источником повышенной опасности.

Вот так, услышав про отсутствие контракта, на помощь примчалось много международных помощников. Здесь и МФТ, Лондон, и МФТ, Петербург, и исландские профсоюзы, и аборигены-островитяне, говорящие по-русски, а также местная пресса и телевидение.

Наконец, Департамент торгового мореплавания республики Сент-Китс и Невис обратился к судовладельцу с нотисом-предостережением.

Спор продолжался в течение недели. Судно стояло у стенки без движения. В соседнем Торсхавне обретались в гостинице свежие «туристы» из Калининграда, в ожидании, когда на судне освободятся 17 рабочих мест. Интересно, что остальные тридцать с лишним членов экипажа претензий не заявили.  

Вчера, 12 августа, судовладелец капитулировал, исполнив требования (цитируем)  «выплатить обещанную зарплату в размере 1500 долларов США, оплатить расходы за визу и перелет в Калининград».

В среднем у матроса-туриста вышло по 1800 долларов США в месяц.

Напоследок еще одна цитата, из заявления судовладельца “Atlantic Fishing Ltd”, Белиз, в местную полицию: «Прошу не препятствовать трансферту в аэропорт высылаемых бывших членов экипажа, участников бунта на судне, согласно предыдущему заявлению».

Дальше идут обвинения в «незаконном» требовании денег, превышающих реальный заработок. При этом нету ссылки, а какие именно законы и правила нарушили «туристы». Нет точки отсчета и основы, с которой всё начинается.

Нет контракта – нет справедливости.  

© Вадим Мамонтов

14.08.2015