Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ГОВОРИТЕ «СПАСИБО», ПОЖАЛУЙСТА

Недавно в офис КРО РПСМ обратился моряк, бывший матрос с судна - которое, по определённым причинам, пока называть не будем - с жалобой на невыплату ему заработной платы.

Моряк утверждал, что с трудоустройством ему, как-бы неофициально, помог один калининградский крюинг, в котором матрос договорился, что идёт работать ровно на один месяц.

Однако, по прошествии месяца, когда моряк стал списываться, работодатель возмутился тем, что моряк, якобы досрочно и без особых причин, прерывает контракт и удержал его заработок в полном объёме, вроде как неустойку за досрочное расторжение контракта по желанию моряка.

Но, на первый взгляд этот абсолютно серый, бытовой случай в работе профсоюза, оказался очень и очень интересным. И вот почему:
Само судно имеет российского судовладельца из Прикаспийского региона, который, в ходе переговоров, категорически отрицал свою принадлежность и к вопросу, и к самому судну. При этом судно меняет флаг, как перчатки, а с недавнего времени бегает по водам Балтики.

В какой-то момент переписки на одно из наших гневных писем вдруг ответила совершенно сторонняя организация из Москвы, позиционируя себя, как прямого представителя секретного судовладельца и действующая на секретных основаниях.

Пока мы торговались с представителями «секретного миллионера» о размере безосновательно удержанной зарплаты матроса, в КРО РПСМ пришёл ещё один моряк с того же судна. И тогда этот трудовой досудебный спор официально переквалифицировался в коллективный, что, в соответствии с законом о профсоюзах, даёт право на защиту интересов даже тех, кто не является членами профсоюзной организации.

К тому же забавно и то, что калининградские моряки даже не знали друг друга и работали в разное время.

При этом второй моряк, работал стармехом, и зарплату ему не выплатили за полтора месяца. «Наказал» его работодатель за то, что, по каким-то причинам, в танк с топливом попала вода. Работодатель не стал особо разбираться, а просто свалил всё на стармеха и решил его оштрафовать.

По ходу дела в материалах набралось достаточно доказательств для суда. Нами было отправлено заключительное требование рассчитаться с моряками и предупреждение, что в противном случае моряки обратятся в суд.

Судовладелец не стал проверять нас на прочность и перечислил старпому всю сумму, а матросу сумму, за вычетом билетов.

Нас такой результат вполне устроил, потому что со стармехом и так ясно, а с матросом ситуация действительно спорная: в рейс-то он без контракта уходил, уже на судне получил контракт на четыре месяца. Соответственно, юридически получается, что по своему желанию уволился, ну а за билеты удержали, как неустойку, размер которой подтвердили документально.

Конец истории, как в "Ералаше" - позвонил стармех и сказал, что компания с ним рассчиталась, поэтому он просит нас ничего не предпринимать и извиняется за беспокойство. Когда мы ему объяснили, что компания с ним рассчиталась благодаря нашей работе, стармех сделал вид, что ничего не понял.
Матрос же позвонил и сказал, что ему пришла не та сумма, которую он хотел. Когда мы ему объяснили, что ходить в рейс нужно с контрактом, что сняли часть денег за билеты и что, если он не согласен, то может самостоятельно обратиться в суд, моряк порассуждал немного о стоимости билетов и положил трубку.

Выводов можно сделать много, но самые важные, думаю такие:
Первое. Профсоюз - сила, мы дали понять судовладельцу, что такие дела не пройдут и впредь подобное не повторится.
Второе, без контракта в рейс пойдёшь - зарплату можешь не увидеть.

И последнее.
У работников помогающей сферы тех, кто помогает трудящим, примерно через несколько лет наблюдается профессиональное заболевание – «выгорание». Это когда всё до фени, невзирая на звонящий телефон и стандартные вопли «помогите». Заболевание лечится мотивацией, это когда человек удовлетворён тем, что он делает, потому что люди, которым он помогает, этим удовлетворены. И говорят ему «спасибо».


Пётр Дзендзелюк,
Юридический отдел КРО ПСМ.

13.11.2019