Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ЕВРОПЕЙСКИЕ СУДОВЛАДЕЛЬЦЫ ТРАВЯТ АЗИАТОВ

В прошлом году европейские судовладельцы «выбросили» 365 токсичных судов к берегам Южной Азии. В Брюсселе считают, что необходимо заставить судовладельцев  «ответить за всё » и  остановить бесконечную смену флагов.

Бьющая все рекорды цифра 365 – это количество судов с токсичными грузами, отправленные, по данным НПО «Shipbreaking Platform» (досл. «Платформа для Утилизации Судов» – международное объединение по защите ОС, прав человека, а также по обеспечению достойных и безопасных условий труда в организациях, специализирующихся на утилизации судов) европейскими судовладельцами « на пенсию» к южно-азиатским пляжам  в 2012 году. Эта цифра выросла на 75 % по сравнению с предыдущим годом, когда 210 судов образовали свалку у берегов Индии, Бангладеш и Пакистана.

«Не смотря на возможность утилизации судов «по всем нормам» в Европе, подавляющее большинство европейских судоходных компаний продолжает извлекать прибыль из дешевых «похорон» своего старого флота в Южной Азии. ЕС должен разработать механизм, не позволяющий европейским судовладельцам  «сбрасывать» свои суда в «отстающие» регионы, вместо того, чтобы утилизовать их в соответствии с экологическими нормами, установленными в их странами», - говорит Патриция Хайлеггер (Patrizia Heidegger) исполнительный директор НПО «Shipbreaking Platform».

 

Вот ТОП-10  таких экономных судовладельцев :

Первое место достаётся грекам, подогнавшим 167 судов к южно-азиатским берегам (т.е. почти половина всего объёма), немцы со своими 48 судами заняли второе место, за ними Великобритания (30 судов), Норвегия (23 судна), Кипр (13 судов), Болгария (8), Дания с 6-ю и Нидерланды с 5 судами.  Остальные суда пришли из Эстонии (3 судна), Швеции (3), Литвы (2), Бельгии (2), Румынии (2 судна), а также Латвии и Польши – по одному от каждой.

По данным организации «Shipbreaking Platform», большая часть «умершего» флота, отправленная на свалку европейцами, принадлежала не европейским флагам.  Из них 240 – были удобными (Панама, Либерия, Багамы, Сент- Китс - энд - Невис), что значительно осложняет осуществление контроля со стороны ЕС.

В настоящий момент упомянутая НПО тесно сотрудничает с Европарламентом с целью разработки финансового инструмента, позволяющего судовладельцам компенсировать издержки, связанные с утилизацией старых судов и токсичных отходов на них. Причём, по задумке «Платформы», это должно коснуться не только судов под европейскими флагами, но и судов, приписанных к портам ЕС. Этот финансовый механизм предполагается спонсировать из средств единого фонда, в который поступают все штрафы и страховые взносы от судоходных компаний  в обеспечение должной утилизации судов.

 Первая попытка Еврокомиссии ввести подобный механизм провалилась под президентством Кипра в марте 2012. 

Германия, находясь на втором месте в рейтинге «свальщиков», также не испытывает большого энтузиазма по этому поводу.

Китай –  вот новое направление для «уставших» судов ЕС. Оба -  и КНР, и Евросоюз утвердили поправку к Базельскому Соглашению, запрещающее любое трансграничное перемещение опасных отходов, экспортируемых из стран ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), в государства, не принадлежащие к ней.

И даже не смотря на то, что Китай обезопасил свои пляжи и берега от подобных отходов, и демонстрирует увеличение темпов механизации процессов утилизации и переработки судов -  отсутствие свободных профсоюзов,                

а также надлежащего контроля за попадающими в водоемы токсичными отходами всё ещё говорит о том, что Китай смотрит  на Базельскую поправку сквозь пальцы.

 Что, впрочем, выгодно и европейцам.

Фото: www.maritime-connector.com,www.guardian.co.uk.

Подготовлено при информационной поддержке сайта www.ban.org

25.02.2013