Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

КОРОНАВИРУС ПОЧТИ НОКАУТИРОВАЛ КРУИЗНУЮ ОТРАСЛЬ ИЛИ НОВЫЙ ВЫЗОВ МФТ

Однако, если говорить не о туристах, а обо всей отрасли в целом, то тут ситуация представляется крайне неблагоприятной. Аналогия – как при заболевании: если рассматривать болезнь с медицинской стороны, то коронавирус для организма не особо страшен, самое опасное – это его осложнения. Так вот, для круизного сектора осложнения только начинают проявляться.

Хотя в данный момент сотни круизных судов нормально работают, гиганты круизной индустрии, среди которых Карнивал, Норвегиан, Роял Карибиан и Эс энд Пи 500, уже перешли на кризисный менеджмент и активизируют свои финансовые подушки безопасности.

Кто-то из них приостановил свои рейсы на месяц, кто-то - на два. Туристам по первому требованию возвращают 100% денег или же переносят оплату на будущее, увеличивая её ещё в полтора раза. Кроме того, стоимость акций вышеуказанных компаний упала от 20 до 80 процентов.

Стоит отметить, что круизный туристический сектор уже не в первый раз переживает большие трудности, связанные с глобальными проблемами. Он смог выстоять после серии террористических актов в США 9/11, после птичьего и свиного гриппов, и после атипичной пневмонии. Но сегодня руководители круизных компаний утверждают, что экономическая ситуация на порядок хуже, чем когда-либо, называя её "туристическим апокалипсисом".

Мы же, как защитники трудовых и социальных прав моряков, видим эти осложнения не только в туристическом провале, но и в проблемах, с которыми могут столкнуться моряки - члены команд этих лайнеров. В первую очередь, это сокращения рабочих мест. Кроме того, это смена и репатриация. Морякам не просто попасть домой, а местами это вовсе невозможно без соблюдения двухнедельного карантина. Кроме того, не стоит забывать и сам риск заражения.

Стоит отметить, что подавляющее большинство круизных судов покрыто коллективными договорами МФТ, гарантирующими морякам соблюдение стандартов и условий труда на определённом, высоком уровне. Однако установленные нормы в коллективных договорах не рассчитаны на вероятность такой пандемии, в том числе и на ситуацию карантина. В этом случае нормы колдоговоров МФТ, регламентирующие, например, оплату больничного или же оплату расходов, связанных с репатриацией, могут быть обоснованно неприменимы.

К счастью, на данный момент жалоб от моряков, обусловленных всей этой неразберихой нет. Обычно это может говорить о двух возможных фактах. Первый – это то, что судовладелец полностью оправдывает ожидания работников, исполняя свои обязанности полностью, а второй - то, что моряки не заявляют о каких-либо нарушениях и притеснениях со стороны работодателя по своим собственным причинам и убеждениям.

Но, как бы то ни было, один вывод всё-таки можно сделать наверняка, это то, что нынешнюю ситуацию непременно нужно учесть в будущем и соответствующим образом адаптировать к ней тексты коллективных договоров МФТ.

Пётр Дзендзелюк,
юридический отдел КРО РПСМ

18.03.2020