Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

МАЛЕНЬКАЯ КОРИЧНЕВАЯ БУМАГА - 1

 На судне “NONA BULKER” (PAN, 9379674) задержали смену экипажа. Это серьезное нарушение, последствия бывают всякие, от бунта до прыжка за борт. Поэтому выяснившая это обстоятельство инспектор МФТ Susan Linderkamp, в районе Бремерхафен, связалась с судовладельцем и сообщила МФТ, что четверо филиппинцев служат на борту больше десяти месяцев. По контракту срок составлял девять плюс-минус один. 

 Однако оператор, японская фирма “Mannex Marine Operation” заявила, что не виновата. Во-первых, наибольшая продолжительность рейса, согласно MLC-2006 - не более 12-ти месяцев. Есть ещё куда терпеть. И, во-вторых, замена списавшимся уже на подходе. Просто в последний момент миграционные власти германской Нижней Саксонии не одобрили прибытие людей с Филиппин на замену.

Балкер поплыл дальше. Зашел в Калининград, на глубоководный терминал ЗАО «Содружество». На этот клочок территории РФ и собирались переориентировать сменщиков-филиппинцев. С этой целью крюинг, представляющий японского работодателя, еще в конце ноября обратился в консульский отдел посольства РФ в Маниле за визой для четырех профессиональных моряков, граждан Республики Филиппины.            

 Казалось, условия благоприятствовали замене: судно стояло в Калининграде до 9 декабря. 

Но визу филиппинцы в Маниле, посольстве РФ все равно не получили. Поэтому филиппинцы из Калининграда вынуждено отправились без остановок в порт Лагос, Нигерия. Здесь на море пираты, на суше – Эбола, и поэтому смены здесь тоже не будет. Японцы пообещали, что в ближайшем после Лагоса порту замена точно будет.

 А если этим портом опять будет Калининград?

 По мнению судового агентства «Транс-Агро», которое специализируется на   терминале обслуживания океанских балкеров, посольство РФ в Маниле все равно «не успеет» выдать визы. И в доказательство агентство насчитало несколько десятков печально аналогичных случаев за последние три года.            

 Все выглядят стандартно. Как только балкер выходит из Южной Америки с грузом на Калининград, оператор судна вступает в переписку с агентом в порту прибытия по разным вопросам предстоящего обслуживания судна. Например, обеспечить визовую поддержку при замене части экипажа. «Поддержка» - несложная процедура по оформлению гарантийного обязательства о сопровождении моряков на судно. Стандартный документ  для консульского отдела. Ситуация проста, ведь если иностранец-моряк следует транзитом на свое рабочее место под инофлагом, место нашей страны очевидно – территория транзита. Беспрепятственного. Без обременения себя и следующих по нашей территории лишними формальностями, требованием дополнительной регистрации и даже сборами.

 Положение морской державы во главе с портом пяти морей обязывает к этому автоматически.

 Вот судовой агент в Калининграде три года назад тоже так думал. И до сих пор оформляет все требуемые бумаги в день получения запроса, отправляя почтой контрагенту в Маниле.

 

 И три года повторяется одно и то же. Пока судно пересекает Атлантику, еще две недели агент в Калининграде пытается разрешить другие вопросы, которые возникают у манильского крюинга насчет  невнятных требований  посольства РФ.

 Например, что вот это такое - «письмо в оригинале в виде маленькой коричневой бумаги, заполненной по-русски с указанием категории визы, выданной Министерством внутренних дел Российской Федерации»? Приводим дословный перевод из документа на бланке посольства РФ. Из регламента, описывающего новую процедуру получения визы, внедренную в 2011 году: “small brown paper written in Russian word”.  

 Мы, как говорится, местные и можем понять, о чем речь. Когда-то Федеральная Миграционная Служба РФ (ФМС) была в составе МВД РФ. И может, бюрократ-самоучка имел в виду именно ФМС. Тогда почему не сказал об этом прямо? И какое отношение к транзиту моряков из дальнего зарубежья имеет  ведомство по борьбе с мигрантами из стран зарубежья ближнего?

 Сужая круг, и внимательно читая паническую, по сути, переписку агентов насчет крушения визовых надежд, мы убеждаемся – так и есть. Посольство РФ уточняет свои требования: «маленькая коричневая бумага» - это Пригласительное Письмо со стороны гостеприимной ФМС РФ. Если нет такого приглашения – нет и визы для ваших клиентов.

 Тогда в чем роль калининградского агента, если «гости» теперь не его? И агент пытается уяснить это в ФМС РФ, откуда его посылают, потому, что он не заключил какого-то договора на обслуживание с ФМС РФ и не зарегистрировался в качестве приглашающей стороны.  Название «приглашающая» здесь обманчивое: фактически это означает признание себя работодателем иностранного моряка, и государственную регистрацию в качестве такого работодателя.

 Зачем это маленькому судовому агентству? Но без исполнения вышеуказанной принудиловки визы моряку не видать.

 Поэтому примерно сорок с лишним случаев за три последние года, когда планировались смены филиппинцев на терминале ЗАО «Содружество» – а такое происходит с регулярностью раз в месяц – закончились ничем. Всякий раз моряки просто не успевали получить визу, процедура оформления превышала две недели и сопровождалась требованием представить документы абсурдного содержания.

 По сути, такая визовая политика является запретительной. Ведь пока моряк  бегает по кругу за справками фантастического содержания (об этих требованиях речь впереди), судно его ждать не будет.  И повезет на борту угнетенных и обиженных неизвестно в какую часть света, ведь океанские суда – вечные странники.  Формально будут считать виновным судовладельца, который, сам того не зная,  вдруг обжёгся на России. Резко поумнев, он будет дуть в другую сторону. И, если, наша визовая политика заключается именно в этом, в том, чтобы сделать порты РФ предельно неудобными для моряков и судовладельцев, то у нас всё идет по плану. 

Продолжение следует...

© Вадим Мамонтов

 

11.12.2014