Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

АНОНИМКАМ ВЕРЫ НЕТ

Иногда хитрость некоторых моряков просто зашкаливает и выходит за рамки здравомыслия. Как правило, такие выкрутасы либо приносят хитрецу шиш, либо создают ещё большие проблемы, чем были до этого.

Мы, собственно, вот о чём.

Все моряки знают, что в случае проблем, можно написать куда-нибудь жалобу и проблема, так или иначе, начнёт решаться даже без участия этого моряка.

Среди организаций, готовых помочь, есть и МФТ, и профсоюзы, и капитаны портов, и морские миссии, и тому подобное. К тому же, некоторые моряки уверены, что такую жалобу можно даже анонимно подавать. А вот, что такое анонимно все понимают по-разному.

Реальный пример: "Здравствуйте. Наше судно стоит в Калининградском порту. Капитан нарушает мои трудовые права, меня заставляют бесплатно перерабатывать, жить в скотских условиях и относятся ко мне без должного уважения. Я требую от вас немедленной помощи! Только ни информации о судне, ни своих данных я сообщать не буду, так как знаю, что вы всё равно должны отреагировать на любую жалобу, в том числе и анонимную."

Интересный факт подачи жалобы – в том числе и «анонимной» - наблюдается у филиппинских моряков.
Как правило, они обычно заинтересованы в скорейшем восстановлении своих трудовых прав, и, соответственно, в жалобе указывают данные судна и конкретно обозначают проблему. Анонимность в этом случае выражается в указании должности без ФИО, что соответствует Правилу 5.1.5 КТМС 2006. Данное правило обеспечивает запрет на преследование и наказание моряка в связи с подачей им какой-либо жалобы.

Для правозащитников такой подход является более удобным, ведь инспектор знает, на какое судно ехать и где именно искать проблему. При этом, если в жалобе моряк просит конфиденциальности, то инспектор, придя на борт, также не будет действовать в лоб, а начнёт смотреть что-то другое, чтобы постепенно выйти на проблему. При этом никто не догадается, что инспектор пришел по чьей-то наводке.

В случае же с приведённым выше примером, стоит полагать, что, по мнению моряка-анонима, инспектор должен навестить все суда, находящиеся в акватории порта и таки найти «иголку в стоге сена».

В этом случае полагать, что такая помощь будет быстрой и эффективной – абсурдно.

Потому что, не зная данных судна, его, во-первых, и вычислить-то трудно среди всех судов, стоящих в порту. А во-вторых, даже теоретически невозможно предположить, какие условия труда там применяются. Да и моряки, сами того не подозревая, могут неправильно оценивать условия нынешние, сравнивая их с условиями прошлых контрактов у других судовладельцев, под другими флагами и т.д. Поэтому, факт нарушенных прав невозможно доказать. 

В нашей практике таких анонимок - хоть отбавляй. Чаще всего они оказывались неподтвержденными. И не потому, что у нас не хватало компетенции найти иголку в акватории, а потому что амбиции моряков частенько не соответствовали реалиям трудовой действительности.

Например: пошёл моряк в рейс, а всё оказалось не так хорошо, как он себе это представлял. Но при этом, всё было не так плохо, чтобы не соответствовать нормам. Моряк для себя решил не продолжать работать и стал выдумывать способы списаться по уважительной причине. Потому что списываться по своей инициативе дороговато -  неустойку снимут. И он начал искать разные варианты для списания: то болеть, то писать жалобы ...
Но дело в том, что, при желании, всегда можно списаться и без попадания на неустойку, просто нужно хорошо знать нормы права. Однако это будет фактическим злоупотреблением права, а все последствия останутся только на совести работника. Но, так как моряки разбираются в праве хуже, чем юристы судовладельца, они сами себя и подставляют, поэтому их всё равно списывают. Со штрафом, да ещё и со славой на всю ивановскую...

Вот и получается, что, если бы такой моряк обратился за помощью не завуалированно-анонимно, а конкретно, его вопрос решился бы тихо, быстро и максимально в его пользу. И таких результатов у нас тоже хоть отбавляй.

Пётр Дзендзелюк,
Юридический отдел КРО РПСМ         

 

19.11.2019