Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В ОБЛАСТИ

В Калининграде, примерно, 13 тыс. работников плавсостава, моряков и рыбаков (данные определены на основе информации дипломного отдела службы капитана порта Калининград, исходя из количества дипломированных специалистов, также имеющих международное Удостоверение Личности Моряка).

Короче, город моряков вернул себе имя. Пора возвращать растяжки и лозунги на стены: «Калининград – город моряков приветствует вас!»

В середине двухтысячных годов у нас оставалось не более 6 тыс. моряков и сразу четвёртое место в стране по количеству плавсостава, работающего под иностранным флагом. Конечно, в советские времена, когда здесь было несколько сотен крупнотоннажных судов, то и плавающих-путешествующих насчитывалось под 20 тыс. человек. Но, для сравнения, крупнейшее пароходство области, Западное речное, от которого и следов не осталось, имело по штату примерно 400 моряков.

А теперь посмотрите на верхнюю цифру. При том, что своих судовладельцев под флагом РФ у нас раз, два и три: с десяток судов от двадцати до сорока человек в экипаже, да и то работающих на условиях срочного трудового договора.

Все наши моряки теперь – контрактники. И 95% из них работают под иностранным флагом на всех типах судов в нескольких десятках судоходных компаний. Они перевозят сжиженный газ и сырую нефть, гоняют крупнотоннажные контейнеровозы из Шанхая в Гамбург и обратно, во множестве работают на борту фидерных судов в окрестных морях, обслуживают в шхерах Норвегии коастеры, возят строительный камень в Великобританию и бананы из Кариб в Новую Зеландию и так далее, и тому подобное.

Подчёркиваю, это несколько десятков компаний, преимущественно, европейских – но интересно, что один из массовых и лучших работодателей – судоходная компания из США “Eagle Ship Management LLC”.

В этих нескольких десятках компаний условия работы соответствуют требованиям коллективного договора МФТ, таковы преимущества региона РФ, граничащего с Западом – для сравнения, почитайте о проблемах российских моряков на Дальнем Востоке, да хоть и на Юге РФ, там минорные песни и условия скорбные.

Вдобавок моряков, с недавнего времени, дополнительно защищает свежая морская Конвенция, обязательная для всех стран.

Но ведь у нас остались ещё и рыбаки... И это не те, что с удочкой или с авоськой прибрежного лова, не-а: у нас рыбаки-промысловики океанического лова. Здесь экипажи по шестьдесят человек, тоннаж вдвое превосходит любой сухогруз-коастер и районы промысла от Намибии до Гренландии.

Другое дело, что под флагом РФ у нас остался скорбный пяток. Зато калининградские рыбаки примерно на треть комплектуют мурманские траулеры, наполовину крупнотоннажные траулеры под флагами Евросоюза (кстати, названия у них говорящие «Маршал Крылов», «Маршал Новиков»).

И, если с моряками у нас, в основном, всё зашлифовано, то у рыбаков, традиционно, 10-15% от трудоустроенных попадают в проблемы. Процент обусловлен тем, что это молодёжь зелёная, нарабатывающая ценз, либо молодёжь сельская, которую голод погнал в моря, а здесь кого попало не берут.

Так вот, всё это самое большое предприятие в области, специализирующееся по разному профилю, обеспечивает образованием три учебных заведения, медкомиссией – шесть сертифицированных учреждений и нормальной работой – примерно шесть, восемь агентств по трудоустройству.

Вообще-то, по списку, их пара десятков, за пределами, в сумеречной зоне, ещё столько же, но не они решают вопрос, делают погоду и определяют репутацию местного рынка труда.

Такая, примерно, картина.

Вадим Мамонтов

 

14.01.2020