Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

Самый жадный судовладелец.

Так что, на своём месте судовладельцы платят по максимуму. Иное дело бизнес иностранный, с международными ответвлениями-разветвлениями, положивший глаз на калининградскую рабсилу и происходящий из традиционной морской державы, Объединенного Королевства Великобритании, Шотландии и пр. и пр.
 
Поговорим о Norbulk Shipping UK (головной офис в Глазго, Шотландия), черпающей местные кадры в лице своего греческого филиала Norbulk Shipping Hellas. 
Греческая скаредность в сочетании с шотландской скупостью – есть смесь, которая  многое объясняет. 
 
Например, уровень А/В – 1000 долларов в месяц (правда, для моториста уже 1100) для экипажей риферного  флота. На той позиции, если моряк на балкере, водоизмещением от 30 до 79 и выше тысяч тонн, уровень всё равно не превышает 1100 долл./мес. 
 
Правильное решение, то есть, минимальный уровень, рекомендованный МФТ-ITF, таков: ставка А/В варьируется от 1500 до 1700 долл./мес. Подчеркиваем, это так называемый «минимально-рекомендованный уровень», который в условиях тотального дефицита кадров на мировом флоте судовладельцы превышают в среднем на 50%. Хотя, превышение касается исключительно судовых офицеров младшего и среднего звена: насчет сениор-офицеров и, особенно, капитанов – песня еще более возвышенная. Но – минимальный уровень для рядового состава океанского флота от 1500 до 1700 долл./мес.
В июле, в Гамбурге, при совместной инспекции разных судов сколько раз убеждался …
 
Вот риферы, принадлежащие Dole Fruit International, где судовладелец индус, а экипаж – микс из граждан солнечной Колумбии, Эквадора и Индонезии: действительная ставка рядового 1550 долларов, а офицеры скромно улыбаются: индивидуальная оплата, капитан – от 7-ми тыс.,  гораздо больше, чем вы рекомендуете.
      Да и на борту балкеров, где моряки из Юго-Восточной  Азии, а тоннаж, как у флота Norbulk, зарплата АВ от 1600, капитана – за 8 тыс.долл.
 
Кстати, чтобы  убедиться в демпинговых ставках Norbulk, не нужно выезжать из Калининграда. Зайдите в агентства, работающие с норвегами: ставка «мастера» в первом рейсе, (то  есть, в начале карьеры в компании) – 4200 долл./мес. на сухогрузе дедвейтом 4200 тонн. У немцев – начальная 4700 долларов при тех же исходных данных. И эти цифры так, чтоб разговор завязать: потому что средний уровень – 5000 для капитана, неизвестного компании (если флот специализированный, и вы постоянный работник, зарплата еще больше. Причем новейшая практика, например, Staff Marine в Калининграде  смахивает на реализацию идей социализма: офицеры получают оклад в межрейсовый период, оплачивается дипломирование-сертифицирование и т.п.)
 
Зато, разглядывая шкалу зарплаты Norbulk, применительно к калининградскому плавсоставу, с изумлением видишь, что ставки оплаты и для комсостава ниже ITF-минимума на 30%. С учетом того, что мировой флот этот минимум превзошел процентов на 50, сложите две цифры и решите задачку: из чего складывается операционная прибыль мелкого судового оператора Norbulk Shipping UK в лице Norbulk Hellas.
Для мирового судоходства это, действительно, мелочь. Ведь под управлением рачительных и экономных шотландцев всего пять десятков судов с русскоязычными моряками с такой раскладкой: калининградцы – 303 человека, из Латвии – 347, из Литвы – 33 и 175 – с Украины (источник: инспекторская база данных МФТ).
 
Для сравнения, калининградское отделение Marnav, агентство оператора Marlow Navigation, обеспечивает набор кадров на флот в 260 океанских судов управляющей компании.
 
Еще такой штрих. Большинство судов, комплектуемых Norbulk в Калининграде (при содействии агентства Смарт) раньше  были заполнены гражданами стран Юго-Восточной Азии, индусами и пакистанцами. Причем ТОГДА суда эти были покрыты коллективными договорами профсоюзов МФТ и, значит, морякам платили по международным правилам. 
     
Калининградцы оказались дешевле. И, может быть, сами до сих пор не осознают своего счастья: «Я работаю в Norbulk, на железном дизеле. Много денег заработал, и фуфайку….».
   
Причин  у такой дешевизны несколько. Предшественником Norbulk в Калининграде была американская фирма Eastwind Maritime SA, взявшая суда ОАО Рефтрансфлот под удобным флагом «в оперейтинг». (Вследствие такого партнерства Рефтрансфлот так возродился, что весь исчез: последний пяток риферов под удобным флагом, номинально «контролируемый» ОАО Рефтрансфлот, изнашивается под управлением еще более экономного оператора Aquaship LTD, Рига). 
   
К тому периоду относится и появление системы найма, и прочное становление надежд на вечную дешевизну плавсостава из Рефтрансфлота. А позже тот Eastwind, ставший судовладельцем, отыскал где-то в горах Шотландии приказчика-оператора и ткнул пальцем в сторону Калининграда. Мол, туда ступай и работай. Поэтому смешно было смотреть местный телевизор, не соображавший, что он несет по случаю презентации: «Norbulk в Калининграде». 
     
Судя по ТВ-изображению, дело происходило в каком-то кабаке под транспарантом «Norbulk-чемпион».  На этом фоне улыбался явный иностранец, на заднем плане толпились мужики в свитерах, явно моряки, а на переднем звучала бредовая скороговорка: «Наши моряки котируются на британском рынке  труда!». 
Думаю, из текста вышеизложенного ясно, где и на каком рынке наши «пользуются». 
     
И последнее. Лишний козырь для Norbulk в пользу калининградского места найма – местное отделение Профсоюза работников рыбного хозяйства РФ. Так сказать, подпольный обком действует: ибо рыбацкий профсоюз нигде в природе, кроме как в агентстве  Смарт, не встречается. Подпольный обком, по совместительству, называется «Профсоюзом работников агентства Смарт» и является держателем коллективного договора на все суда, которые комплектуются Norbulk через Смарт.
     
Соответственно, все калининградские моряки, проходящие через эти руки, числятся и рыбаками, и членами этого самого профсоюза (согласно договору). 
Этот коллективный договор «левого» исполнения, в смысле, не признанный МФТ и не гарантирующий судовладельцам, с которыми работает Norbulk, защиту от действий МФТ (в перечне клиентов, кроме Eastwind, компании Del Monte Fresh Fruit и питерцы Sunway Group, ну и прочие греки). 
     
Поэтому у Профсоюза работников рыбного хозяйства начались проблемы с ITF, обусловленные подпольным влезанием этого самого профсоюза не в свои сани (но это – другая история). 
     
В оправдание профрабрыбхозовской политики скажем, что  товарищи додумались до нарушения политики МФТ отнюдь не самостоятельно. Norbulk, повторяем, оперирует из города Пирей, столицы греческих пиратов и просто внедрил в Калининграде схемку, освоенную греками еще в 30-е годы прошлого века. Схемка устарела, и профрабрыбхоз это скоро поймет. 
     
К тому же, коллективный договор, составленный судовладельцем с регламентацией того, чего обязан свой профсоюз, а куда он соваться не должен, не бог весть какой подарок. 
     
Что же касается непосредственно агентства ООО Смарт  (кстати, не путайте его с компанией Смарт-Сахалин, там современные суда, международные ставки и просто одинаковое название), то это обычное крюинговое агентство. И мы не имеем никаких претензий к бывшему капитану Александру Козлову, выходцу из Рефтрансфлота, когда-то оставшемуся без компании и работы) .  Просто человек делает свой бизнес.
       
А зарплата, так ведь греки говорят: Мы платим столько, сколько моряки требуют. 
 
Вадим Мамонтов

02.10.2007