Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ВОЗМОЖНА НОВАЯ ВОЛНА ОБМАНУТЫХ РЫБАКОВ

Тревога, связанная с будущими перспективами жизненного уровня калининградцев на фоне замедления работы пограничных переходов, растёт с каждым днём. Люди переживают, что погранпереходы и вовсе закроются на неопределённый срок из-за опасности коронавируса и резкого скачка курса валют. В связи с этим многие жители региона начинают активно задумываться о работе в море, как источнике дохода.

Действительно, мировые изменения и впрямь очень сильно сказываются на калининградцах, потому что от курса валют в нашем регионе зависят цены абсолютно на всё. Даже стоимость молока местных бурёнок напрямую зависит от стоимости комбикорма, который закупается в Литве за евро. Что уж тут говорить о постоянной необходимости в закупках еды, одежды, техники и прочего в Польше, где всё перечисленное всегда было дешевле и качественней.

Вот и засобирались жители Калининграда и области "в моря за длинным рублём".

Попасть же в море, как предполагается, проще всего на рыбаках. Да только и количество рисков, о которых, почему-то, мало кто задумывается, здесь зашкаливает.

На этом фоне в интернете снова появилось большое количество объявлений о возможности устроиться на рыболовные или краболовные суда, естественно, за чисто «символическую» плату, примерно 50 000 рублей. А уже затем соискатель сможет без проблем улучшить свой доход, примерно на 170 000 рублей в месяц, да, вдобавок, ещё и мир посмотреть.
Как-то так видят подобные объявления люди, верящие в чудеса.

А люди, работающие в РПСМ, которые видят рыбацкие будни не только в кино, к которым потом целые экипажи доверчивых работников несут свои заявления, читают такие объявления под другим углом:

- Рыбаки - самая незащищенная группа моряков.
- На рыболовные суда не распространяются международные правовые нормы гарантий и защиты труда моряков, потому что рыбаки, юридически, – это отдельная от моряков группа работников.
- Невыплата обещанного рыбаку – это самое частое явление.

Если, например, судовладелец бросит своё судно, и его фирма станет неплатёжеспособной из-за огромных долгов, к примеру, за бункер, то рыбаку придётся самому и за свой счёт возвращаться домой. В таком случае даже государство помогать не станет, пока у человека действительно не будут подтверждены признаки его бедственного положения (отсутствие средств к существованию - в полном смысле).

- Репатриация предусмотрена только для моряков.

Или, например, самый распространённый сценарий развития событий, когда человек платит 50 000 рублей в контору, а потом терпеливо сидит и ждёт звонка несколько месяцев. А ведь частенько и не дожидается.

А бывают случаи и похуже, когда на борту кто-то серьёзно заболеет или умрёт. Увы, но, скорее всего, ни пострадавший, ни его родственники не то что компенсации, финансовой помощи не увидят, но, в принципе, и концов не сыщут.

Поэтому мы призываем проявлять бдительность, не поддаваться пустым обещаниям, не идти на риск, надеясь на авось. Только в индивидуальном трудовом контракте прописаны все права и обязанности как работника, так и работодателя. Причём контракта, подписанного с обеих сторон.

Мы же всегда можем дать юридический и товарищеский совет. Причём бесплатно.

Однако, чтобы дать такой совет, нужно правильно оценивать каждую конкретную ситуацию, а без контракта это сделать невозможно. Зачастую самое важное – это не название судна, и даже не репутация судовладельца, а именно то, что прописано в контракте, и где этот самый контракт будет иметь реальную юридическую силу.
Хотя и первые два пункта тоже важны.

Пётр Дзендзелдюк,
юридический отдел КРО РПСМ

16.03.2020