Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ПРАЗДНИК ЖЕНСКОГО ИМЕНИ

 

«Для меня судно – это женщина, потому что она непредсказуема и может вильнуть, резко сменить курс, даже когда море спокойно и вроде не предвещает беды. Ей требуется внимание, иначе может случиться всякое. Она может наполнить жизнь  любого, кто рискнет подарить ей свою. Хотя ей всегда необходим тот, кто сможет справиться с ее управлением в самую плохую погоду. И конечно ей требуется хорошее содержание».

Примерно так переводится с английского на русский старая морская частушка “A ship is called a “she” because …”  (вышеприведенные строки принадлежат филиппинцу Марку Маркесу), разгуливающая  в мире моряков в самых разных вариантах, и Бог знает, сколько времени.

 Например, по словам Джозефа Конрада: «Судно называется «она», потому что ни один порядочный мужчина, сколько бы ее не проклинал, не поднимет на нее руку». А в иных, бесконечно романтических вариантах - чего только нет: здесь и про судовые снасти, напоминающие пряди волос, и про лунные ночи, когда лишь «она» способна сказать тебе главное, и про многое другое и все такие.

Существует и более приземлённая версия: моряки, как известно, народ грубый. Например:

«Судно - это «она», потому что вокруг  всегда свары и своя компашка мужиков: ведь у нее и обхват, и стояки («waist and stays» относятся и к предметам дамской одежды, и к особенностям устройства судна). И сколько денег уйдет на ее содержание и поддержание красоты, никто не знает заранее, но разорит любого. Поэтому лишь умелый мужчина справится с ней -   без опытного рулевого она  неуправляема.  Она выставляет все свои достоинства напоказ -  любуйтесь, и на заходе в любой порт норовит уйти с фарватера».

Может, есть версии и совсем не политкорректные. Но стоит ли женщинам на них обижаться?

Вот на сайте www.marine-cafe.com разгорелась небольшая дискуссия на эту тему. Автор под псевдонимом Barista Uno (это такая марка кофейного аппарата, кто не знает) обиделся за женщин и пишет:

«Можно ли сказать, что старые предрассудки насчет места женщины остались в прошлом? Если верить таким частушкам, весьма распространенным в судовых каютах, офисах судовладельцев и барах для моряков -  то нет. А зачем? Проницательный человек без труда разглядит  «сексизм» (это разновидность расизма) в этих строчках, отсылающих нас к устаревшему стереотипу о роли женщины. Если это и юмор, то за наш, женский счет.  Помните фразу Симоны де Бовуар: «Когда мы освобождаем женщину, мы делаем свободным человека». Похоже, в наши дни, в большей степени нуждаются в освобождении именно мужчины».

Такие дела. Советский моряк вряд ли читал С. де Бовуар, зато помнит фразу А.Райкина «Женщина – друг человека». Как в этой шутке юмора, так и в очеловечивании плавучего инженерного сооружения, сначала деревянного, потом стального, но всегда не особо пригодного для  жизни, сделано главное признание.

И чего цепляться к деталям или к стилю этого самого признания «кто на свете всех милее, всех нарядней и белее»?

Деревянный флот, галерный или парусный, был адским местом работы. Люди изо всех сил смягчали такой колорит, называя судно «леди» и украшая его носовой фигурой какой-нибудь богини или ведьмы. Отсюда и пошла тенденция, однако.

Лишь в 70-е годы прошлого века, когда на флот пришли комфорт и либерализация, вот тогда и в русском языке термин «судно», не поймешь какого рода, переделали во всякие «траулер» и «сейнер», «сухогруз» и «контейнеровоз», «рыбака» и «вояку», и даже «плавбаза» с женским производственным коллективом на борту сделалась «рыбзаводом».

 

«С углем исчезла красота;

Когда идем мы в океан,

Рассчитан каждый взмах винта.

Мы, как паром, из края в край

Идем. Романтика, прощай!»

 

Все проходит. Суда с композитным корпусом и на природном газе будут обслуживаться, вероятно, безвахтенным методом  и вместо названий получат литеры и порядковые номера, типа X1 или R13. И некоторые мечтатели будут украшать стены своих офисов и переборки кают шильдиками хоть с каким-нибудь говорящим именем судна. И кто-то будет к этому цепляться, искать скрытый смысл и писать дурацкие фельетоны, не замечая главного.

А главное в том, что человеку свойственно очеловечивать место жизни и работы. И, если он сравнивает судно с женщиной, а, например, не с кошкой или собакой, то, наверно, этим  стоит гордиться, этому надо радоваться.

      И, кстати, поздравляем всех, кто «она», с Международным Женским Днем!

 

 

 

07.03.2013