А НУ-КА, ДЕВУШКИ, А НУ, КРАСАВИЦЫ!

На международных морских конференциях много говорится о разнообразии, равенстве и инклюзивности женщин в судоходстве, и сейчас показатель занятости женщин в этой отрасли больше, чем когда-либо, но он всё равно ничтожно мал, - считает Элпи Петраки, президент WISTA International

Так почему же ситуация практически не меняется?
Первое совместное исследование IMO и WISTA International «Женщины в морском судоходстве» 2021 года показало, что, несмотря на рост числа женщин, занятых в судоходстве, они составляют всего 2% от общей численности моряков. В целом же, женщины составляют всего 29% от общей численности работников морской отрасли.

Второе исследование WISTA будут проводить в этом году, начиная с сентября. Надеемся, что они всё-таки покажут рост числа женщин в отрасли.
Однако, любой прогресс не должен приводить к самоуспокоенности: компаниям, которые в этом плане добились успеха, пора переходить на новый уровень.
Одна из областей, на которые следует обратить внимание, это возможность карьерного роста для женщин.
Как и во многих других отраслях, женщины в судоходстве часто оказываются обделенными вниманием на рабочем месте и сталкиваются с препятствиями для карьерного роста, несмотря на наличие амбиций, квалификации и опыта.
Это происходит по многим причинам, но основные заключаются в неосознанных предубеждениях — в отношении возраста и материнства.
Недавний опрос более 1200 женщин-специалистов в Швейцарии, представляющих различные отрасли и должности, показал, что почти каждая вторая женщина в возрасте 41-45 лет не довольна своим карьерным ростом. Среди опрошенных 90% хотели, чтобы их карьера развивалась дальше.
То же исследование показало, что материнство не снижает амбиций в отношении карьерного роста.

В чём же видится решение?
В том, чтобы начать с небольших изменений в условиях труда женщин и культуры на рабочем месте, чтобы затем перейти к более глобальным. Зачастую относительно небольшие и простые шаги могут существенно изменить условия труда и культуру на рабочем месте.
Например, спецодежда подходящих для женщин размеров, учитывающая их анатомические особенности; женские туалетные комнаты рядом с их рабочими местами в портах и на судах; обеспеченность гигиеническими средствами на судах — всё это, казалось бы, мелочи, но на самом деле это показатель заботы и внимания к нуждам женщин.
Кроме того, практика показывает, что чем больше женщин в составе экипажа, тем лучше к ним отношение.

Привлечение женщин к участию в дебатах и морских конференциях по вопросам равенства и инклюзивности - также имеет огромное значение. Потому что женщины, исходя из собственного опыта, могут внести ценные идеи и предложения. Однако, женщинам нужна поддержка со стороны работодателей.
Цель состоит не в том, чтобы «заменить мужчин», а в том, чтобы расширить права и возможности женщин способами, которые создают более справедливую, свободную от дискриминации рабочую среду, которая улучшает судоходную отрасль и показывает, что она меняется, привлекая новые кадры, необходимые ей в будущем.
И хотя очевидно, что существует множество проблем, когда женщины в судоходстве зачастую получают низкую зарплату и, несмотря на высокую квалификацию, не продвигаются по карьерной лестнице так же быстро, как мужчины, тем не менее, шаг за шагом проблемы можно и нужно решать.
К счастью, осознание необходимости перемен позволяет заметить, что всё больше морских компаний обращаются в WISTA за рекомендациями по привлечению женщин.
В конечном счете, речь идёт о создании условий для широкого внедрения мер, позволяющих понять преимущество и важность разнообразия, равенства и инклюзивности, устраняющих предубеждения и создающих более справедливую рабочую среду для всех.
По материалам Информационного бюллетеня РПСМ и Safety4sea.com
Фото: открытые источники