Прошлое наше государство, скончавшийся СССР, подписалось под требованиями Конвенции ПДМВ – 1978 (приведение стандартов морского образования на уровень международных), а государство другое, РФ, придумало, как из этого извлекать прибыль. Прикрываясь повышением качества подготовки, улучшения безопасности мореходства и прочими обязательствами, которые вообще-то взяло на себя государство, но оплачивать пришлось морякам.
Взяли бы и поинтересовались, почему в Нидерландах человек, желающий пилотировать Боинг-747, обучается не более двух месяцев, а в России система обучения пилота ТУ-134 занимает шесть лет?Например, если ПДМВ-1978 требует подтверждать квалификацию комсостава либо дополнительными курсами, либо предоставлением цензовых справок, то государство РФ требует от граждан-моряков исполнять и то, и другое, оплачивая всё по тарифам, утвержденным монополистом (имею в виду «макаровку» и примкнувшую к ней парочку вузов, этакий клан со своими лоббистами в правительстве).Допустим, в смутное ельциновское время все эти удои с плавсостава могли восприниматься как допустимое допфинансирование морских вузов, чтоб поддержать их на плаву. Хотя нашей учебной мафии уже тогда следовало подумать о действительно реформе, сравнивая свою систему образования с международной. Да потому, что голландец сразу да еще и всему не обучается – иметь диплом, подтверждающий тотальное знание на всю оставшуюся жизнь можно, но это будет смешно выглядеть – и дополнительные знания приобретаются по мере работы, практики и специализированного допобучения. Впрочем, система обучения российских моряков примерно та же, что у наших летчиков. И потому наш вузовский срок в шесть лет для подготовки судового офицера есть абсолютная фантастика глазами типичного иностранного судовладельца, получающего командные кадры максимум через три с небольшим года с начала подготовки.
Причем кадры готовы к употреблению, как пирожки: на руках выпускника не только диплом-бумага, но и справки, подтверждающие практическую стажировку на действующих (а не муляжно-декоративных) судах. Короче, с подтверждением практики на флоте работодателя, положившего глаз на кадета где-то на втором курсе обучения. А в нашей стране практиканты, в лучшем случае совершают круиз под белыми парусами типа «привет, Италия», либо стажируются по принципу «найди себя в этой жизни» и чуть ли не в пиццерии, вследствие чего бумажный моряк после шести лет академической учебы отправляется матросом. То есть, отправляется на настоящую учебу, совмещенную с работой: вот чего наши академии не дают и предоставлять даже не собираются.
Я не специалист в нюансах болонской системы и прочем сленге, который использует вузовская мафия, чтобы удвоить и утроить свои надои. Я просто читаю разные бюллетени на тему подготовки морских кадров, специфики международного рынка труда и хожу по судам, где общаюсь с народом. И вижу я картину следующую. Сегодня, так называемая академическая ступень подготовки кадров комсостава минимальна по срокам, зато ступень практическая, когда молодого специалиста ведут по должности, надзирают и контролируют (то есть, не просто посылают с бумажкой к дяде Феде, авось возьмет на практику) доминирует. В среднем, судовой офицер выпекается в таких условиях за три с небольшим года, по стандартам – это среднетехническое образование, и большего не требуется. Конечно, потом будут курсы повышения квалификации, исходя из требований компании, планов моряка и спецификации судна – и здесь множество вариантов, когда люди берут с собой на борт набор учебных DVD и при стоянке в порту с зоной Wi-Fi получают консультации, или когда раз в год офицер планово приезжает в учебный центр на неделю, где и лекции слушает, и зачет сдает.
Современная жизнь и улучшающие ее технологии динамичны до неприличия, и никакое стационарное, да еще и принудительное образование, выключающее специалиста из практики на несколько лет, за этим не угонятся. Поэтому мечта ученой мафии о создании монопольного бункера, битком набитого новейшим оборудованием, среди которого ходят высокооплачиваемые макаренки, морально устареет на следующий же день после реализации. И если бы за это платил только госбюджет, то и ладно: подумаешь, еще одним Сочи меньше…
Однако оплачивать реализацию монопольной фантазии предстоит в очередной раз гражданам-морякам. Вдобавок, новое «Положение о дипломировании» закрывает загранплавание для механиков, если у них «всего лишь» диплом морского колледжа (техникума) и ограничивает даже каботаж для штурманов. Тем самым офицерам, уже занимающим командные должности по доказанному праву, предстоит и дорогостоящий экзамен, и оплата дополнительного образования.
Не говоря уж о потере двух, или сколько там придется, лет, когда – говорим-то не о мальчиках-курсантах, а о зрелых мужчинах, кормильцах семей – человеку придется посидеть со своей семьей без морской зарплаты.
Этот аспект в реформе «образования» представляется лично мне исключительной подлостью.
Очередная расейская реформа озвучивается заботой о «человеческом факторе», по причине которого не соблюдаются стандарты и гибнут суда. И в очередной раз реформаторы лупят по конкретному и живому, и с этим живым человеком даже не советуются.
И последнее, про высокие стандарты и безопасность. Рекомендую любому лоббисту этой реформы или представителю макаровки как-нибудь зайти на судно под флагом РФ. Заглянуть на типичный река-море, в международной терминологии «коастер» (то есть, подпадающий под реформу) и обойти судовые помещения. Потоптаться в типичном интерьере на дырявых диэлектрических ковриках и обозреть небрежение защитными средствами на классику, привычно не вызывающую нареканий государственных надзорных органов, от Регистра РФ до Госпортконтроля. Полюбоваться машинным отделением, скрипящем из последних сил и на остатках энтузиазма механиков-пенсионеров. Им бы немного ЗИПа подбросить, и дойдет пароход до экватора. Про человеческий фактор, его условия обитания, питания на потертой клеенке стола и фактический заработок, когда у капитана чистыми меньше, чем у кладовщика в столичном ритейле – не расписываю подробно, это надо видеть.
Теперь этим людям предстоит за свой счет оплачивать ваше академическое образование? Так можно еще с них и за ядерную физику спросить, итог будет один – флот флага РФ вообще без кадров останется. И, ясное дело, реформаторы думают не об этом, а о другом: поиметь подфлажников.
Думаю, ответ такого контингента плавсостава будет адекватным. Просто люди будут подтверждать свои дипломы и квалификацию другими документами и в другом месте, заодно и язык подтянут.
И избавятся от остатка иллюзий насчет пока еще своего, по факту гражданства, государства, лишившего их сначала работы, а теперь еще и образования.
Вадим Мамонтов