Трагическая история столкновения контейнеровоза “Dali” с мостом Фрэнсиса Скотта Ки в Балтиморе вызвала множество обсуждений относительно причины происшедшего. Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB), разумеется, опубликует подробный отчет, когда будет завершено расследование инцидента. Но одна из областей, которая, безусловно, представляет интерес, — это влияние усталости на морские операции.
Ниже приводим мнение опытного моряка, капитана военного корабля (в отставке) Джона Кордла, ныне занимающегося исследованиями в области выносливости экипажа и циркадных ритмов, и награжденного за достижения в этой области премией Военно-морской лиги имени Джона Пола Джонса и премией Бюро военно-морской медицины "Эпиктетус".
В своём сообщении капитан пишет:
«Я не являюсь специалистом по сну. Я - опытный моряк и исследователь факторов человеческого организма и зарабатываю на жизнь изучением усталости, а также помогаю в разработке политики управления утомлением и выносливостью экипажей для ВМС США. Одна из ключевых изучаемых мной областей - циркадные ритмы, которые являются частью биологии человека.
Оглядываясь назад, на исторические прецеденты, можно сказать, что подавляющее большинство значительных морских инцидентов, повлекших за собой гибель людей, произошло в период естественного циркадного спада между полуночью и 4:00 утра.
Проанализировав свой опыт полуночных вахт, которые я нес в своей жизни, могу смело утверждать, что сочетание усталости, темноты, сбивающего с толку мигания света, а также стресса определенно влияет на производительность и принятие решений.
Я сам был на волосок от гибели в 2002 году, когда командовал военным кораблем USS Oscar Austin (DDG 79) во время прохождения пролива под Копенгагенским мостом.
После напряженного рабочего дня и ночного перехода под мостом я, неожиданно для себя, задремал, просто «вырубился» на минуту в критический момент. Я открыл глаза, когда команда в панике пыталась понять, что происходит. Моментально стало очевидно, что все потеряли представление о том, где мы находимся... включая меня.
Автоматически, из осторожности, я отдал приказ остановить судно - и тут понял, что не до конца осознаю, что происходит. Я совсем забыл, что позади меня находятся ещё три корабля, которые могли бы столкнуться со мной, если бы вахтенный на мостике не объявил по радиосвязи, что я останавливаю двигатели.
Я так устал, что не проанализировал все до конца; в моем затуманенном состоянии я мог загнать нас на мелководье (или на мост) или вообще спровоцировать столкновение нескольких кораблей!
Все закончилось хорошо, но, оглядываясь назад, я осознаю, что позволил себе так сильно устать, что чуть не стал причиной аварии.
Фото с сайта www.navsource.org, которое было сделано с одного из трех кораблей, следовавших за судном в ночь, когда произошел инцидент
После серии столкновений со смертельным исходом в 2017 году, когда и ВМФ, и Национальный совет по безопасности на транспорте признали, что усталость является фактором, способствовавшим этим происшествиям, большинство военнослужащих Военно-морского флота перешли на суточную вахту, которая учитывает естественный цикл организма и устанавливает периоды бодрствования и сна в одно и то же время каждый день.
Вдобавок проведенное в 2021 году, в Кембридже, исследование более 1600 морских столкновений показало, что столкновения между судами чаще происходят ночью, и эти происшествия, обычно, более серьезны, чем во время дневной вахты.
Это не означает, что офицеры на мостике и вахтенные матросы менее устают во время смены при солнечном свете, но отсутствие света, необходимого для улучшения зрения во время ночных вахт, снижает их концентрацию. В результате, вероятность аварий на судне меняется в соответствии с циркадным ритмом, пик которого приходится на ночное время.
Хотя данный анализ был основан, только на столкновениях, следует признать, что он затрагивает любые задачи, выполняемые вахтенными, а это означает, что результаты, полученные в ходе этого расследования, могут быть экстраполированы на любые типы навигационных происшествий.
Основываясь на этих исследованиях, большинство экспертов признают важность работы в соответствии с циркадными ритмами и в коммерческом судоходстве, предлагая следовать графику: четыре часа вахты через восемь часов отдыха.
Однако нехватка персонала, чрезмерная рабочая нагрузка и сбои в расписании зачастую приводят к тому, что суточной смены вахт недостаточно для предотвращения чрезмерной усталости.
Возвращаясь к случаю с mv “Dali” отметим, что здесь у вахтенного офицера, судя по всему, хватило присутствия духа и собранности объявить о чрезвычайной ситуации, подать сигнал бедствия, что, скорее всего, и спасло жизни, позволив перекрыть движение по мосту, но, к сожалению, не хватило времени, чтобы предупредить людей в автомобилях, находящихся поблизости.
Анализируя исторические прецеденты и личные примеры, приведенные в этой статье, можно допустить, что капитан и экипаж mv "Dali", вероятно, принимали какие-то превентивные меры для снижения ночной утомляемости. Но были ли эти меры достаточными в условиях тесного маневрирования, и какие конкретно действия принесли результат – покажет расследование.
По материалам The Maritime Executive