Нехватка моряков, особенно среди старшего комсостава, стала одной из самых горячо обсуждавшихся тем на прошедшей в Маниле конференции Crew Connect Global.
В то время как одни считают, что отрасль испытывает острую нехватку моряков, другие утверждают, что это неправда и не подтверждается ситуацией на местах, третьи указывают на несоответствие спроса и предложения, а также на нежелание судовладельцев трудоустраивать кадетов.
На открытии конференции Генеральный секретарь Международной палаты судоходства (ICS) Гай Платтен подробно остановился на проблеме ожидаемой в самое ближайшее будущее нехватки офицеров. «Согласно последнему совместному исследованию ICS/Bimco, к 2026 году нехватка моряков составит 96 000 человек. Это огромная проблема. Нас ждёт дефицит комсостава, и нужно что-то с этим делать», — сказал Платтен.
Переход на альтернативные виды топлива с низким и нулевым содержанием углерода еще больше усложнит ситуацию, поскольку исследования, проведенные по заказу Just Maritime Transition Coalition (Коалиция по справедливому энергетическому переходу в сфере морских перевозок), показывают, что к середине 2030-х годов более чем 800 000 морякам потребуется пройти переподготовку или дополнительное обучение, чтобы они смогли обеспечить безопасное использование альтернативных видов судового топлива.
Преобладание мужчин в экипажах - женщины составляют всего 2% - также отмечено как проблема, требующая решения. «Гендерное разнообразие уже стоит на повестке дня и актуальность этой проблемы будет только усиливаться. Мы должны определить, как нам нужно действовать, и дело здесь не только в гендерной справедливости», — заявил Андреас Нордсет, генеральный директор Датского морского управления. Он подчеркнул, что чем разнообразнее рабочая сила, тем это лучше для безопасности, удержания кадров и широкого спектра других факторов.
Платтен согласился, сказав следующее: «Это действительно позор, что только 2% нашей рабочей силы составляют женщины. Мы упускаем очень много высококвалифицированных кадров, а ведь цифровизация, новые технологии и всё, что с этим связано, предоставляют нам прекрасную возможность исправить ситуацию».
Участники конференции подняли ещё одну тему, непосредственно связанную с нехваткой моряков, - речь идёт о дефиците мест на борту для курсантов.
В частности, эта проблема остро стоит на Филиппинах, где уже долгое время наблюдается огромное несоответствие между количеством выпускников филиппинских морских школ и академий и фактическим числом филиппинских моряков, которые когда-либо работали на судне. Морские учебные заведения Филиппин ежегодно выпускают около 25 000–30 000 выпускников, но только около 5000 из них впоследствии удается пройти необходимую плавпрактику и начать работать на судах. Айрис Багилат, президент Dohle Seafront Crewing, поставила под сомнение нехватку мест для кадетов на судах и долгосрочную заинтересованность судовладельцев в филиппинских моряках. Что касается того, почему так мало филиппинских выпускников смогли найти работу в море, она сказала следующее: «Это вопрос, который вы должны задать судовладельцам, почему они не нанимают наших выпускников».
Марлон Роно, президент и главный исполнительный директор Magsaysay People Resources Corp, отметил: «Это действительно большая проблема, и одна из её причин заключается в том, что немногие судовладельцы берут кадетов на свои суда». При этом он привёл в пример политику японских судовладельцев, согласно которой каждое судно должно брать минимум двух кадетов. Если это условие не выполняется, то взимается штраф, который идёт в фонд обучения моряков.
Таким образом, японским судовладельцам выгоднее взять на борт курсантов, чем платить штраф.
Выпускникам российских морских учебных заведений тоже импонирует такая политика, потому что российским кадетам-«первоходам» также очень трудно найти себе место по окончанию учебного заведения.
В то же время выступавший на конференции генеральный секретарь Intermanager Куба Шимански сказал, что не согласен с утверждением о нехватке моряков, отметив, что в условиях капитализма если что-то в дефиците, то на это растёт цена: «Где вы видите сейчас рост зарплат моряков, кроме сектора СПГ-перевозок? Извините, но его нет, или он крайне незначительный – 1-2%. Так что, если вам нужны моряки, пишите мне, и наши членские организации будут рады предоставить вам британских, румынских, польских, украинских, филиппинских моряков, их у нас много. Так что никакого дефицита лично я не наблюдаю», - сказал К.Шимански.
В общем, как говорится, поживём-увидим.
По материалам Информационного бюллетеня РПСМ и seatrade-maritime.com