В настоящее время морская отрасль прилагает большие усилия для устранения всех видов дискриминации на борту и на берегу.
Дискриминация по возрасту — лишь одна из проблем, с которыми сталкивается отрасль, при этом эйджизм затрагивает работников всех возрастов, поскольку подрывает их мотивацию, мешает эффективной командной работе и способствует прогулам.
Дискриминация по возрасту является формой несправедливого обращения на рабочем месте. Она проявляется в том, что к сотруднику относятся менее доброжелательно за-за того, что его возраст отличается от того, который доминирует в отрасли или конкретном отделе. Часто бывает, что пожилого работника предпочитают молодому, или наоборот. С проявлением эйджизма человек может столкнуться на любом этапе своей трудовой жизни - от подачи заявления до увольнения с работы, а иногда даже после.
Поиск оптимальных решений в области подбора и сохранения кадров, а также оценивание всех сотрудников по способностям имеют решающее значение для борьбы с эйджизмом. На разных этапах жизни, в разном возрасте люди обладают разными способностями, и это не должно влиять на то, какую работу они будут выполнять.
Как может выглядеть дискриминация по возрасту:
- Эйджистские замечания в отношении сотрудника;
- При приёме на работу кандидаты подвергаются дискриминации из-за своего возраста;
- Стереотипные представления, основанные на возрасте: предполагается, что кто-то что-то может делать или будет как-то неправильно себя вести;
- Оказывание давления или преследование кого-либо с целью заставить его уйти на пенсию;
- Привилегии, основанные на возрасте;
- Неадекватная оценка при обучении сотрудников;
- Демонстрация стратегии и деятельности, ставящие сотрудника в неудобное положение из-за возраста.
Как бороться с эйджизмом.
Существует ряд руководств, призванных помочь судовладельцам распознать различные формы эйджизма, а затем попытаться избежать его при найме, оплате, карьерном продвижении, обучении и при увольнении в связи с выходом на пенсию.
Некоторые ключевые принципы уже определены в Конвенции MLC-2006 г. А в 2020 г. Международная палата судоходства (ICS), в свою очередь, также решила бороться с эйджизмом в отрасли и выпустила «Руководство для судовладельцев по недопущению дискриминации по возрасту на борту судов», в котором содержатся рекомендации о том, как не допускать предвзятое отношение к работникам из-за их возраста.
Очевидно, что тот факт, что ICS уделяет этому вопросу приоритетное внимание и даже разработала соответствующие официальные инструкции, доказывает, что дискриминация по возрасту действительно существует в судоходной отрасли и представляет собой серьезную проблему. В Руководстве акцент сделан на трех аспектах: защите от несправедливого обращения из-за возраста, защите от притеснений из-за возраста и недопущению разницы в обращениях из-за возраста.
Руководство МПС содержит ряд советов, которые помогут бороться с дискриминацией по возрасту:
- Избегайте дискриминацию по возрасту во всех видах деятельности;
- Сделайте отношения в трудовом коллективе открытыми;
- Оцените преимущества рабочего места свободного от дискриминации по возрасту;
- Разработайте политику, планы и меры по устранению эйджизма на борту судна;
- Выясните, как справляться со случаями дискриминации по возрасту;
- Прислушивайтесь к сотрудникам, которые выражают беспокойство по поводу своих коллег;
- Внедряйте корпоративную политику недопущения дискриминации по возрасту;
- Осознайте, что судовладелец должен знать о любых случаях дискриминации по возрасту на борту.
Виды возрастной дискриминации
Чтобы иметь возможность распознать любой тип дискриминации, включая эйджизм, необходимо лучше понимать формы, которые он может принимать.
Виды дискриминации по возрасту:
- Прямая. Прямая дискриминация — это когда с кем-то обращаются несправедливо из-за его фактического возраста, часто бывает непреднамеренной.
- Косвенная. Этот тип дискриминации менее очевиден и возникает, когда кто-то оказывается в неблагоприятном положении из-за своего возраста по сравнению с другими людьми из другой возрастной группы. Это может выражаться в том, что к группе работников какого-то одного возраста применяются особые, определённые правила, критерии или меры.
- Виктимизация. Это происходит, когда работник страдает от чего-то, что наносит ему ущерб, вред или убытки из-за предполагаемой дискриминации, поддержки поданной жалобы, дачи показаний в связи с жалобой или подачи жалобы относительно дискриминации.
О чем должны помнить судовладельцы
Возрастные стереотипы могут иметь серьезное негативное влияние на целый ряд аспектов, например, могут приниматься ошибочные решения о приеме на работу того или иного кандидата, о продвижении по службе или повышении квалификации, может снижаться мотивация сотрудников, возникнуть недоверие между коллегами. В этом случае судовладельцы не должны поддаваться влиянию стереотипов, связанных с возрастом, поскольку они почти всегда далеки от реальности. К счастью, есть несколько способов этого избежать:
- Не указывайте конкретную возрастную группу в объявлении о работе, делайте акцент на требующихся навыках;
- Предоставляйте возможности обучения и повышения квалификации всем сотрудникам независимо от их возраста;
- Предоставляйте возможность продвижения по службе всем работникам независимо от возраста;
- Установите одинаковые условия найма и занятости для всех;
- Относитесь ко всем сотрудникам объективно при оценке эффективности их работы;
- Решение об увольнении по сокращению штата должно быть объективным и справедливым для всех;
- Судовладельцы не должны предлагать кому-то или принуждать кого-либо к выходу на пенсию из-за возраста;
- Увольняйте сотрудников только по уважительной причине с соблюдением соответствующей процедуры;
- По возможности, идите навстречу сотрудникам, которые просят установить для них гибкий рабочий график и не делайте при этом субъективных предположений;
Заключение
Похоже, дискриминация по возрасту в судоходной отрасли — это суровая реальность. Тем не менее, отрасль принимает меры, направленные на разнообразие своих кадров и создание инклюзивной рабочей среды. Стереотипов, связанных с возрастом, можно избежать, если оценивать людей исключительно по результатам их работы, дифференцировать возрастные группы внутри коллектива и поощрять разные возрастные группы к обмену знаниями, опытом и идеями.
Если член экипажа чувствует, что его каким-то образом ущемляют, он должен поговорить об этом с капитаном и далее следовать процедуре рассмотрения жалоб на берегу и процедурам, предусмотренным MLC-2006.
В целом же важно разработать и внедрить общую политику, которая будет применяться в глобальном масштабе во всех секторах судоходной отрасли, и которая будет нацелена на достижение больших преимуществ от создания инклюзивной среды.
Среди таких потенциальных преимуществ можно выделить следующие:
- Сокращение жалоб, расходов и срывов работы;
- Укрепление морального духа сотрудников, повышение их производительности и мотивации;
- Повышение привлекательности компании для квалифицированных работников и сокращение текучести кадров;
- Прогрессивно мыслящие сотрудники не уходят на пенсию раньше срока;
- Возникает больше инновационных идей и решений благодаря наличию сотрудников с разным опытом и разнообразными навыками;
- Лучшее понимание и удовлетворение потребностей клиентов;
По материалам Информационного бюллетеня РПСМ и Safety4sea.com