Теренс Цай, аналитик судоходной отрасли лондонской компании Fidelity International, давно интересовался темой растущего трудового кризиса в судоходстве.
Во-первых, в марте чиновник одной из компаний по управлению судами в Гонконге обнародовал информацию о случае, когда капитан намеренно направил судно, находящееся под его управлением, на середину океана, чтобы выразить протест против несправедливого обращения с ним и его командой.
Затем от главы крупной азиатской судоходной компании Цай узнал о капитане, который хотел присутствовать на похоронах своего сына в Восточной Европе, но потребовалось более двух месяцев и гора бумажной работы, чтобы преодолеть портовые ограничения эпохи Covid, а также сложности схода на берег, чтобы помочь ему добраться до дома.
Когда истории стали накапливаться, Цай, как аналитик судоходной отрасли лондонской компании Fidelity International, начал понимать, что он видит один из самых незаметных ужасов пандемии: когда грузовые суда почти мгновенно превратились из двигателей мировой торговли в плавучие тюрьмы.
Сотни тысяч моряков давно нуждаются в помощи – возникла ситуация, которую Организация Объединенных Наций назвала гуманитарным кризисом и последствия которой, как понял Цай, выходят далеко за рамки судоходства.
“Вряд ли найдется какой-нибудь аналитик судоходства, который пролил бы свет на этот вопрос, как вы бы пролили свет на детский труд в лёгкой промышленности, вырубку лесов или загрязнение воздуха», - сказал 34-летний Цай. “В конце концов, если я знал об этой проблеме и не поднимал её, то какой смысл иметь аналитика по судоходству?”
Цай понял, что бедственное положение моряков, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, имеет серьезные последствия для мировой торговли, а также для здоровья и безопасности морских рабочих. Он поделился своими выводами с некоторыми менеджерами фонда Fidelity, а также с командой ESG фирмы во главе с Дженн-Хуэй Таном, запустив кампанию, направленную на то, чтобы подтолкнуть портфельные компании к разрешению кризиса моряков.
Fidelity International, которая контролирует около 610 миллиардов долларов и независима от бостонской Fidelity Investments, в прошлом году обратилась более чем 30 компаниям в судоходной и чартерной отраслях, с просьбой решить эту проблему. Поначалу фирма была единственным голосом среди инвесторов, настаивающим на этом вопросе, пока не собрала коалицию коллег, управляющих активами на сумму более 2 триллионов долларов, которые недавно направили письмо в ООН с призывом к действию.
Fidelity хочет, чтобы моряки были официально обозначены как “ключевые работники”, и просит “установить систематические процессы для обеспечения безопасной смены экипажей”, включая создание процедур тестирования на Covid-19, которые позволили бы упорядочить смену экипажа и репатриацию.
Тан, руководитель команды Fidelity по управлению и устойчивому инвестированию с 2019 года, сказал, что фирма стремится к “более широкому структурному решению”, которое потребует государственного вмешательства и международной координации. Одновременно Fidelity будет использовать свое влияние на отдельных судовладельцев и фрахтователей, чтобы “повлиять на смену экипажей на всех уровнях”, - сказал он.
Цай отказался назвать судоходные компании, которые предоставили ему информацию о кризисе. По словам Тана, Fidelity не планирует разрывать отношения с компаниями, которые игнорируют эту проблему или отказываются помочь в разрешении кризиса, предпочитая вместо этого активно взаимодействовать со своими портфельными компаниями в сфере судоходства, грузовых перевозок, авиаперевозок и розничной торговли.
“Когда мы обсуждали этот вопрос, для нас было важно, чтобы это не выглядело так, будто это проблема какой-либо одной стороны в цепочке значимости, отчасти потому, что это не так”, - сказал 42-летний Тан. - Если задуматься, то это вызвано тем, что многие люди защищают свои законные интересы. Это вызвано тем, что все действуют в рамках той системы, которая у них есть.”
Судоходство — это сильно фрагментированная отрасль, находящаяся под лоскутным одеялом правил, которые ослабляют ответственность за благополучие морских рабочих. «Так, например», - сказал Тан, «портовые операторы хотят уменьшить распространение Covid-19 среди местных сообществ, в то время как фрахтователи имеют контрактные обязательства и сроки поставки, которые должны быть выполнены».
Это превратилось в логистический кошмар для судовладельцев, пытающихся вернуть экипажи домой или привезти замену. Некоторые порты требуют длительного карантина для прибывающих моряков. Другие блокируют или ограничивают вход судов, которые недавно сменили экипаж. Тем временем расписание поездок и пограничные ограничения продолжают меняться.
Конвенция о труде в морском судоходстве, ратифицированная более чем 80 странами и лежащая в основе всего - от страховых полисов до договоров судоходства, - устанавливает минимальные условия труда для моряков. Но расследование, проведенное Bloomberg в сентябре, выявило множество примеров нарушений и злоупотреблений в сфере труда, включая случаи, когда морякам не платили месяцами, или у них не было действующих контрактов.
Моряки стали тем, что Международная морская организация называет “побочными жертвами” кризиса Covid. ИМО, которая осуществляет надзор за глобальным судоходством, обратилась с требованием ко всем сторонам уделять приоритетное внимание смене экипажа для обеспечения здоровья и безопасности работников и отрасли.
В то время как широко распространялось мнение, что это действительно кризис и что надо что-то делать, активных действий было мало. Дипломатический подход Fidelity и нежелание называть определенные стороны плохими участниками, открывает фирму для общей критики инвесторов, которые занимают социальные или политические позиции: их разговоры перевешивают их действия.
Тем не менее, действия Fidelity резко контрастируют с действиями других институциональных инвесторов, включая BlackRock Inc., которые еще не прокомментировали публично этот вопрос.
Тан сказал, что в целом он не прочь “порицать и позорить”, ссылаясь на обязательства, связанные с вырубкой лесов и бизнесом по производству пальмового масла, где фирма заняла более жесткую позицию. Однако он настаивает, что подобная тактика мало что даст в условиях кризиса моряков.
“То, что мы пытаемся сделать, - это подчеркнуть огромный риск, который может произойти, например, катастрофа на море», - сказал Тан. – «Это уже гуманитарный кризис. Она не должна превратиться в экологический кризис или океанический кризис.”
По материалам gCaptain