26 апреля в Мультимедийном пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция главы Федерального агентства морского и речного транспорта Захария Джиоева. Руководитель рассказал о перестройке логистических цепочек, росте перевалочных мощностей морских терминалов, открытии навигации на внутренних водных путях. А также об обеспечении морского сообщения с Калининградской областью, развитии международного транспортного коридора «Север-Юг» и восстановлении портового хозяйства в регионах, недавно ставших частью России.
- Захарий Тенгизович, каким стал для отрасли непростой 2022 год?
- Вопреки всем негативным прогнозам грузооборот морских портов России по итогам 2022 года продемонстрировал рост на 0,8% в сравнении с аналогичным показателем 2021 года. Также выросли перевалочные мощности морских портов - примерно на 36 млн т. В течение 2022 года они нарастили обработку грузов практически до максимальных проектных показателей. Это говорит об их актуальности и востребованности. Объем грузоперевозок внутренним водным транспортом по итогам года также показал положительную динамику - порядка 5%. Для данного сегмента это значительный рост, поскольку контракты на транспортировку заключаются заблаговременно. Речники смогли воспользоваться окном возможностей при перестройке логистических цепочек и показали очень хороший результат. Также «выстрелили» круизные речные перевозки – по некоторым направлениям пассажиропоток вырос до 50%.
- Как идет «разворот» логистики на Восток? Завершился ли данный процесс или еще продолжается?
- Хочу отметить, что переориентация грузов на Дальний Восток и развитие Восточного полигона были заложены еще в Транспортной стратегии РФ до 2030 года, принятой в 2021 году. 2022-й подтвердил необходимость выполнения этих задач, обострил вызовы. Грузовладельцы смогли быстро сориентироваться и найти рынка сбыта. Были выстроены новые логистические маршруты из Центральной части РФ и Северо-Запада пошли грузы на Восток. Межведомственный оперативный штаб под руководством Минтранса координировал эту работу. В настоящее время процесс построения новых цепочек продолжается, хоть и не так интенсивно. Мы видим, что есть терминалы, которые перепрофилировали оборудование под обработку новых для себя типов грузов. Есть заинтересованность стивидоров в перевалке продукции агропромышленного комплекса - зерна, наливных пищевых грузов. Росморречфлот поддерживает перепрофилирование и создание новых специализированных мощностей для перевалки востребованной на рынке в текущей ситуации номенклатуры грузов.
- Прошлогодний уход зарубежных контейнерных перевозчиков болезненно сказался на грузообороте наших портов на Балтике. Какова ситуация в бассейне сейчас?
- По итогам I квартала 2023 года зафиксирован рост грузооборота портов всех пяти морских бассейнов РФ. В том числе, в Балтийском, где лидером выступает порт Усть-Луга. Объем перевалки Большого порта Санкт-Петербург на данный момент не восстановился. Контейнерный поток, идущий туда, был весьма объемен. «Ящики» там, тем не менее, продолжают переваливать, в I квартале было обработано 1,7 млн тонн. В тоже время динамика по остальным грузам вполне обнадеживающая. Свою новую специализацию порт пока еще не нашел. В отношении ряда контейнерных площадок нужно будет принимать решения о возможности переориентации на более востребованные сейчас грузы. Бизнес осматривается: кто-то подает заявки на развитие, модернизацию, перепрофилирование своих терминалов, часть компаний пока в ожидании.
- В последние годы инвесторы запустили в реализацию сразу нескольких проектов строительства морских грузовых районов: Поронайского, Таманского, Архангельского. Какие у них перспективы?
- Поронайский - находится на стадии проектирования, за ней последует строительство инфраструктуры. Проект реализуется по графику. Напомню, проект реализуется в рамках концессии, это новация для отрасли.Инвесторы Таманского сухогрузного района приостановили реализацию проекта несколько лет назад, новых заявок от них не поступало. Архангельский грузовой район входит в Архангельский транспортный узел, комплексный план развития которого в настоящее время разрабатывает Минтранс РФ.
- Планируется ли рост мощностей морских терминалов Мурманского транспортного узла?
- Да, в этом году завершается строительство угольного терминала Лавна с проектной мощностью перевалки в 18 млн т и железной дороги к нему. Кроме того, развивает свою инфраструктуру Мурманский морской торговый порт. Ряд инвесторов разрабатывает проекты по перевалке нефтепродуктов. Также в акватории порта Мурманск формируется перевалочный хаб для вывоза сжиженного природного газа из Сабетты.
- Сохраняет ли актуальность проект пассажирского терминала Пионерский в Калининградской области?
- Да, безусловно. Терминал планируется ввести в эксплуатацию в конце 2024 года. Изначально он был ориентирован на пассажиропоток туристов из различных стран. В настоящее время такой вариант маловероятен, тем не менее, у Калининградской области сохраняется потребность в инфраструктуре для приема пассажиров.
- Включились ли в общую работу порты новых регионов РФ - Бердянск и Мариуполь? Каков ваш прогноз по их грузообороту по итогам 2023 года?
- Порты Мариуполь и Бердянск включены в Реестр морских портов РФ в конце 2021 года. В обоих портах сформирована служба капитана порта. Объем перевалки там на данный момент небольшой из-за объективных причин, тем не менее, работа ведется. И мы видим, что появляется некая специализация: Мариуполь работает на обеспечение близлежащих территорий строительными материалами, а Бердянск обрабатывает грузы сельского хозяйства. В части дальнейшего развития мы утвердили по Мариуполю перечень объектов, которые требуют восстановления, и в течение этого года мы эти мероприятия выполним. Мы рассчитываем, что по итогам года объем перевалки в обоих портах составит около миллиона тонн. Судоходные компании готовы работать с ними, дальнейший рост грузопотока зависит от решений грузовладельцев в данном регионе.
- Навигация 2023 постепенно открывается по всей стране. Каковы ее особенности в этом году?
- Мы открываем судоходный сезон с первого апреля с южных районов. Иногда раньше, поскольку стараемся, чтобы у грузовладельцев и судовладельцев была возможность использовать навигационное окно в полном объеме. В настоящее время открыта навигация на Московском бассейне. 29 мая круизные суда отправятся с Северного речного вокзала в первые рейсы в этом году. После сезон откроют бассейны внутренних водных путей в Центральной России, на Урале и в Сибири. Закрываем же навигацию в ноябре, также начиная с южных районов. Это необходимо для того, чтобы в межнавигационный период провести все работы по профилактике, работе гидротехнических сооружений (ГТС). Если видим, что необходимо продление навигации, также идем на встречу судовладельцам. Например, в прошлом году сезон в Азово-Донском и Волго-Донском бассейнах закрывали уже в декабре. Глобального маловодья в этом году не ждем. Ограничения возможны во второй части навигации, но если и будут, то локальные и непродолжительные.
- Какое внимание уделяется поддержанию габаритов на реках, готовности гидротехнических сооружений?
- Традиционно уделяем внутреннему водному транспорту большое внимание. В 2016 году состоялось заседание Государственного совета, посвященного его развитию. За прошедшие годы мы увеличили норматив содержания внутренних водных путей с 60% до 90%. Для обеспечения необходимого количество шлюзований и судопропусков тщательно контролируем готовность гидротехнических сооружений. Это помогает речникам планировать свою работу. Они заключают контракты заблаговременно и для них крайне важна стабильность параметров судовых ходов. Мы постепенно подходим к тому, чтобы сформировать некоего оператора, который будет, как минимум, координировать потоки на внутренних водных путях, чтобы увеличить скорость их движения. Параллельно продолжается работа по устранению лимитирующих участков на Единой глубоководной системе - реализуется проекты строительства Багаевского гидроузла и дополнительной камеры шлюза Городецкого.
- Каких результатов вы ожидаете по итогам судоходного сезона?
- Ожидаем, что в этом году тенденция по росту грузооборота на внутренних водных путях сохранится. Прогнозируем грузопоток примерно в 118-119 млн т за 2023 год. Оценка предварительная, делаем ее, исходя из заявок от грузовладельцев. При этом есть еще ряд грузов, которые ждут своей очереди, они могут еще увеличить показатель. Видим, что сохраняется интерес к круизам. Ожидаем, что пассажиропоток также вырастет - примерно на 15-20%.
- Удалось ли речному флоту уйти от системы SeaMap, которую запретили из-за санкций, к отечественным навигационным картам? И каков ваш прогноз по аварийности на текущую навигацию?
- Процесс перехода непростой. Планируем, что завершим его в следующем году. Наши электронные навигационные карты уже есть, однако они требуют оплавывания, верификации. Насчет аварийности – не видим предпосылок для ее увеличения. Конечно, помним катастрофу теплохода «Булгария» - событие, которое перестроило работу многих служб. В последующие годы количество происшествий остается на низком уровне, каких-либо резких всплесков не было. В тоже время мы видим увеличение интенсивности судоходства в целом. В связи с этим растет уровень требований по обеспечению безопасности к портовым властям, капитанам бассейнов внутренних водных путей, спасателям.
- Как в условиях санкций удается восполнять сокращение объема грузоперевозок ж/д транспорта в Калининградскую область за счет морского сообщения?
- В начале 2022 года на линии между Калининградской и Ленинградской областями работало два парома. В марте к ним присоединился «Маршалл Рокосовский», в октябре «Генерал Черняховский», а кроме них и другие суда. В конце года на данном направлении работало уже 18 теплоходов. Тем не менее, на данный момент количество заявок на грузоперевозки превышает объем провозных мощностей, существует очередь. Мы вместе с властями Калининградской области и Минтрансом России работаем над увеличением количества судов на данном направлении. А также над более эффективным использованием имеющихся, в частности отводим рейсы специально под автотранспорт. Подталкиваем грузовладельцев к перевозке грузов контейнерами, использованию танкеров и балкеров. Щебень на сухогрузах уже пошел. Ожидаем, что с мая нефтепродукты пойдут на нефтеналивных судах. Это позволит разгрузить паромы.
- Расскажите о перспективах развития водных маршрутов международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг».
- Развитие МТК «Север-Юг» - одна из наших ключевых задач. Напомню, коридор состоит из нескольких маршрутов, в зоне ответственности Росморречфлота - Транскаспийский. Его провозную способность ограничивают глубины Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК).В прошлом году президентом РФ перед нами была поставлена задача обеспечить проходную осадку на канале в 4,2 метра для экономически эффективной загрузки судов. Для этого было выполнено дноуглубление в объеме 5,1 млн куб. м.План работ на этот год - 12 млн куб. м, задача обеспечить уровень в 4,5 метра. Дноуглубительных работ подобного масштаба не проводили даже в Советском Союзе, где, как правило, извлекали по 3-4 млн куб. м.Это очень масштабная и амбициозная задача. Для ее выполнения уже сейчас на ВКМСК работают 10 земкараванов. В течение мая-июня к ним присоединятся еще восемь. Каждый состоит из основного судна – земснаряда и вспомогательных - шаланд, буксиров. Мы привлекли суда пяти администраций внутренних водных бассейнов, для этого пять учреждений перестроили свою работу. А также задействовали флот коммерческих подрядных организаций. Организована круглосуточная работа по дноуглублению. Мы разработали систему премирования экипажей, организовали места отдыха, питания. Также организован судопропуск для того, чтобы транспортные суда и дноуглубительная техника не мешали друг другу. Я сам выезжал на канал, чтобы оценить ход работ, встречался с экипажами судов, чтобы понимать, в каком они настроении. В будущем собираюсь делать это регулярно. В целом, мы видим, что с поставленной задачей справимся.
- В преддверии 9 мая хотим спросить, какие задачи ставятся перед отраслевыми образовательными организациями в части патриотического воспитания?
- Недавно к пяти подведомственным Росморречфлоту вузам присоединилась Херсонская морская государственная академия. И сейчас мы активно готовимся к приемной компании на 2023-2024 учебный год. Военно-патриотическая подготовка в данных учреждениях была всегда. Курсанты, плавсостав традиционно знакомятся с традициями, историей вузов, значимыми событиями региона, получают форму, осваивают строевую подготовку. Наши ребята и девчата хорошо учатся, ведут большую общественную работу, уважают флотские традиции, знают историю нашей страны, гордятся ее защитниками и понимают, какие задачи сегодня перед ней стоят.
Благодарим за предоставлнну информацию ЦИА РПСМ и morvesti.ru
Фото: с сайта Министерства транспорта Российской Федерации