Отделение по расследованию морских происшествий (MAIB) опубликовало отчет о расследовании несчастного случая, связанного с посадкой на мель грузопассажирского парома ALFRED (IMO 9823467, флаг UK) у Оркнейских островов, Шотландия, в 2022 году.
Капитан шотландского парома "расслабился" и утратил бдительность, позволив судну пройти слишком близко от берега.
Инцидент закончился посадкой судна на мель и травмами различной степени тяжести у 41 пассажира и членов экипажа - следует из отчета о расследовании Отдела по расследованию морских происшествий (MAIB).
Находящийся в операторстве компании Pentland Ferries грузопассажирский паром ALFRED (вместимость 430 человек/2019 год постройки) наскочил на скалы на скорости 13 узлов. Инцидент произошел во второй половине дня 5 июля 2022 года вблизи восточного побережья острова Суона в Шотландии.
По данным MAIB, носовой бульб судна получил сильные повреждения, как и почти все перевозившиеся на его борту транспортные средства.
На кадрах с камер видеонаблюдения, установленных на палубе, видно, как двух членов экипажа швырнуло на пол, а находившиеся на палубе автомобили и фургоны в это время бросало из стороны в сторону. Ещё несколько членов экипажа перекинуло через скамейки. Десять человек получили серьезные травмы, из-за которых они не могли работать в течение 72 часов и более.
Впоследствии судно самостоятельно снялось с мели во время прилива, затем его поставили на ремонт.
В ходе расследования выяснилось, что для парома ALFRED было типично проходить слишком близко от берега, и что усталость привела к потере бдительности в важный момент.
Эндрю Молл, главный инспектор Великобритании по расследованию морских аварий отметил: «По следам этой аварии компания Pentland Ferries приняла множество мер по повышению безопасности, что весьма отрадно. Однако, этот инцидент открывает более широкие возможности для извлечения уроков для морской отрасли».
Без права на малейшую ошибку
"Капитан постоянно подводил паром очень близко к берегу, не оставляя себе права даже на малейшую ошибку. Независимо от типа судна, которым вы управляете, крайне важно составить план безопасного перехода и чётко ему следовать. Всегда оставляйте достаточно места для манёвра, чтобы у вас была возможность своевременно принять меры, если вдруг что-то пойдет не по плану», — посоветовал Молл.
В отчете говорится, что капитан задремал, как говорится, «вырубился», примерно на 70 секунд и допустил самопроизвольный поворот парома в сторону берега. «Член экипажа, заступающий на вахту, всегда должен быть хорошо отдохнувшим», — сказал Молл.
Капитан прекрасно знал маршрут, которым он вел паром: на борту ALFRED, а до этого на другом пароме, его предшественнике, он проработал более 20-ти лет, совершив более 20 000 рейсов между северным побережьем Шотландии и Оркнейскими островами.
Как сообщили в MAIB, обычные часы работы и отдыха капитана соответствовали Правилам торгового мореплавания (Часы работы) 2002 года. Его график работы позволял ему отдыхать, пока судно находилось в порту, и давал ему непрерывный 11–13-часовой перерыв в работе в ночное время.
Однако, эти правила применялись только тогда, когда он находился на борту судна, а в тот роковой день он вернулся из отпуска на борт ALFRED, поспав накануне дома всего пять часов, - установило следствие. Кроме того, капитан заступил на вахту в послеобеденный период — особенно "опасный" с точки зрения циркадных ритмов организма, вдобавок день был теплый, солнечный, всё было спокойно, маршрут был привычный, хорошо знакомый, капитан расслабился и задремал. «Это может объяснить тот факт, что он поздно заметил, что судно быстро приближается прямо к берегу и то, почему ему не хватило времени, чтобы принять необходимые меры по предотвращению посадки судна на мель», — говорится в отчете.
Не было времени среагировать
О том, что судно вот-вот наскочит на мель, капитан узнал за 20 секунд до удара. Аварийно-предупредительная сигнализация на мостике была отключена. «У капитана не было возможности оповестить экипаж и пассажиров об опасности, чтобы они были готовы к удару, потому что он сосредоточился на маневрировании судна, пытаясь избежать посадки на мель, а помощника, который мог бы ему помочь, на мостике не было", - добавили в MAIB. Если бы предупреждение было передано по радиосвязи, количество и тяжесть травм могли бы быть меньше, говорится в отчете. «Многолетний опыт работы капитана на данном маршруте и повторяющееся расписание движения парома ALFRED … вероятно, способствовали тому, что капитан потерял бдительность и забыл о рисках, связанных с близким подходом к берегу», — заключили в отчёте о расследовании.
Число и тяжесть травм, полученных пассажирами и членами экипажа ALFRED увеличилось ещё и потому, что никто, в принципе, не ожидал подобного: всё и всегда на этом маршруте было спокойно.
Вдобавок, в результате посадки на мель свалилось незакреплённое оборудование камбуза, вырвались из креплений другие тяжелые предметы. Всё это создало ещё большую опасность травмирования находящихся на борту людей.
Все транспортные средства, находившиеся на борту ALFRED также оказались повреждены в результате аварии, поскольку не были закреплены в соответствии с руководством по креплению груза на судне.
Эх, видимо звёзды в этот день легли как-то не так...
По информации Бюллетеня РПСМ, Tradewindsnews.com, Safety4sea.com
Фото: Marineindustrynews.com.uk, Safety4sea.com