ЛЕГКО ЗАЙТИ, НО СЛОЖНО ВЫЙТИ

Страховое общество TT Club обращает внимание на опасность, которая подстерегает моряков в закрытых помещениях и замкнутых пространствах, и предлагает меры по их снижению.

Как поясняет TT Club, закрытые помещения или замкнутые пространства часто встречаются в судоходной отрасли.

Часто встречается ситуация, когда экипажу требуется замыть танки или трюма, то есть закрытые, невентилируемые помещения. Мало того, опасность могут представлять также любые помещения, где нет вентиляции и доступа свежего воздуха.

В чём именно заключается опасность, подстерегающая во время такой работы?

Токсичные газы, выделяемые некоторыми грузами, утечки, остаточные фумиганты – эти летучие вещества представляют серьёзную угрозу здоровью и даже жизни моряков в закрытых помещениях. Вдобавок пониженное содержание кислорода в окружающей среде приводят, в итоге, к серьёзным проблемам со здоровьем и даже смерти.  Причем 60% погибших — это те, кто пытался спасти тех, кто изначально оказался в беде в закрытом помещении.

Основной причиной снижения уровня кислорода является присутствие других газов, таких как углекислый газ. Поскольку кислородное голодание может привести к быстрой потере сознания, хотя явных симптомов, указывающих на приближение этого состояния, может и не быть, крайне важна эффективная коммуникация между членами экипажа, которая позволит вовремя заметить опасность, подчеркивают в TT Club.

Основной риск заключается в том, что члены экипажа могут не сразу идентифицировать места, которые представляют потенциальную опасность.

Стратегии снижения рисков, предложенные TT Club:

  1. Всегда помните, что закрытые и плохо вентилируемые помещения – это зона повышенного риска.
  2. Обращайте внимание, как открывается дверь в помещение, можно ли открыть дверь изнутри.
  3. Если вход и работа в закрытом помещении неизбежны, проведите оценку риска, чтобы убедиться, что процедура выполнения этой работы безопасна; кроме того, позаботьтесь о том, чтобы ещё до начала работы были приняты меры на случай чрезвычайной ситуации (всегда нужно быть готовым к худшему).
  4. По возможности проветрите помещение перед входом и обеспечьте эффективную общую вентиляцию во время работы (используйте дыхательный аппарат, если воздух внутри помещения не пригоден для дыхания).
  5. Убедитесь в надёжной коммуникации между теми, кто работает внутри закрытого помещения и теми, кто контролирует процесс снаружи.
  6. Проверьте состав воздуха перед входом; следите за ним и за теми, кто работает внутри. Назначьте отдельного члена экипажа, который должен будет находиться в непосредственной близости от места работ и следить за происходящим.
  7. Убедитесь, что назначенные работники компетентны и физически пригодны для выполнения предстоящей работы в закрытом помещении, что они умеют пользоваться приборами для мониторинга качества воздуха и оборудованием для обеспечения безопасности.
  8. Ограничьте доступ в закрытые помещения, оставив его только для уполномоченного, обученного персонала – например, внедрите систему допусков к работам.
  9. Регулярно проводите учения по аварийно-спасательным работам, отрабатывая процесс безопасного извлечения из закрытого помещения травмированного или находящегося без сознания человека.

«Разработка и проведение учений по спасению являются важными шагами в снижении рисков, также, как и ряд других мер, включая оценку рисков перед началом работ в потенциально опасных местах, недопущение сокращения процедур по входу в закрытые помещения и проверки содержания уровня кислорода в окружающей атмосфере, вентиляция и мониторинг воздуха в закрытых помещениях», - подчеркнул Перегрин Сторрс-Фокс, директор по управлению рисками  TT Club.

По материалам Информационного бюллетеня ЦИА РПСМ и Safety4sea.com

Картинка: открытые источники в Интернете