С какими только историями взаимоотношений между моряками и судовладельцами мы не сталкиваемся.
А если говорить о случаях списания моряка домой по болезни, то тут бывают аж три крайности.
С одной стороны - те, кто несерьезно относится к симптомам болезни или травме по принципу – само рассосется. Да что там говорить, ведь были случаи, когда люди выходили на вахты с трещинами и переломами. И это в хороших компаниях, которые пошли бы навстречу: и списали бы их, и больничные оплатили. Но моряки терпят, что приводит к тяжелым последствиям. А ради чего? Доработать месяц контракта, но потом полгода-год лечиться?
С другой стороны – есть плохие судовладельцы, которые в ситуациях, когда кому-либо из экипажа нужно не только лечение, но и экстренная помощь, просят потерпеть или даже отказывают в лечении. Как, например, случай с матросом с транспортного судна под флагом Камеруна, нашим земляком.
Моряк получил травму ноги, месяц не имел доступа не только к врачу, но даже к медикаментам, ибо на борту не было ничего кроме бинтов и спирта. И только помощь другого члена экипажа, - который помог ему в обход капитана и судовладельца, сбежать в Лас-Пальмасе с борта и добраться до больницы - спасла ему ногу.
В этих и подобных случаях, когда люди действительно болеют и травмируются, они имеют право на компенсации, больничные и страховки, которые мы стараемся им выбивать.
Но третий вариант «списания по болезни» — это совсем другая история…
Есть некоторые моряки (чаще всего те, кто ходит на рядовых должностях), которые, с виду, «моряк, как все», но есть одна особенность: меняет компании, как перчатки. И, что самое интересное, их везде берут с распростертыми объятиями. Такой моряк с легкостью подписывает контракт любой продолжительности, заранее для себя зная, что больше двух-трех месяцев, работать в море не будет. И вот, отработав намеченный для себя срок, парень начинает проситься домой и, как правило, пытается это сделать за счет компании, используя различные ухищрения. В ход идет всё - от вывихов или обострения хронических болезней, до смерти мифических родственников, которых нет или давно умерли. Начинается возня, которая отнимает кучу нервов у обеих сторон.
Моряка в порту возят по врачам, которые, в большинстве случаев, опасных для жизни и здоровья заболеваний не находят и, в лучшем случае, в медицинском заключении порекомендуют просто на несколько дней освободить моряка от тяжелой работы, да таблеток выпишут. Но моряк не унимается и продолжает требовать отправить его домой по болезни за счет судовладельца, так как он, по его мнению, болен и дальше работать не сможет.
В процесс вовлекается все больше участников: начиная от портовых служб и заканчивая профсоюзами.
С одной стороны, судовладелец прав: здоровью моряка ничего не угрожает (людям свойственно болеть, и они болеют даже в море). При этом капитан легко может освободить такого моряка на несколько дней от работы, дав ему возможность восстановить здоровье. Оснований менять этого члена экипажа на другого - нет. Но бывает так, что судовладелец, решив, что психологический климат на борту судна дороже денег, отправляет этого моряка домой за счет компании. И люди этим пользуются!
А если такой товарищ и едет домой за свой счет, то потом приходит в профсоюз с просьбой оказать ему помощь в борьбе за его права – вернуть деньги за билет домой. При этом кроме справки о том, что он в порту был у врача, других документов о том, что он действительно серьезно болен, у него нет.
И когда в процессе разбора ситуации, при выяснении деталей с самим моряком, с судовладельцем, с крюингом реальная история выясняется, с моряка - как с гуся вода.
А спустя какое-то время все начинается снова: «Помогите, я заболел, а меня не списывают домой!»
Самое обидное, что такое поведение, к сожалению, встречается нередко, а потому вызывает подозрение к любому, кто вдруг действительно заболел в рейсе.