Одни сидят на борту, ожидая смены, а эта самая смена попасть на борт просто не может.
Такова общая картина для моряков, и наблюдается она повсеместно. Потому что единой цепи по прибытию и отбытию в морские порты через аэропорты просто нет. Зияют провалы, и выпали на карте мира целые регионы.
Тем ценнее любое место, где можно сменить моряка и вступить в должность.
Например, наша соседка Клайпеда. Для моряков, граждан РФ, если они направляются туда или обратно, условия льготные и формальности минимальные: документ с визой, профессиональное удостоверение (УЛМ), подтверждение от судовладельца и выписка из судовой роли. По информации, предоставленной иммиграционной службой республики Литва, время ожидания в пункте пересечения госграницы до пяти часов, также сопровождение полицией.
Как видим, относительно безболезненно. Но, к сожалению, это относится исключительно к морякам «коммерческого транспортного судна», грузового или пассажирского. Для членов экипажа другого типа судна, например рыболовного, офшорного или специализированного технического, въезд в Литву временно запрещён (постановление Правительства Литвы №207 от 14 марта 2020).
Добавим, что и в практике деятельности органов власти РФ рыбаки, в сравнении с моряками, не могут рассчитывать на помощь государства в репатриации из-за границы. Аргументы, что Конвенция MLC-2006, предусматривающая такую обязанность со стороны государства, распространяется исключительно на экипажи «коммерческого транспортного судна». Мол, у рыбаков свои международные нормативы и своя Конвенция, ничего подобного не оговаривающая.
Возможно, по этой причине в Клайпеду, где вообще-то традиционно ремонтируется и комплектуется россиянами разный промысловый флот, сейчас рыбакам доступа нет. Тем не менее, Союз Моряков Литвы уже выступил с инициативой внести поправки в постановление Правительства и включить в льготную категорию рыбацкий плавсостав.
Вадим Мамонтов