Стихийный характер пандемии COVID-19 разворачивается не только на территориях разных стран, но и в правовом поле.
К примеру, в соответствии постановлением правительства Мурманской области от 4 апреля 2020 года № 175-ПП предписано:
- Капитану Морского порта Мурманск (Безукладов Э.Е.), Капитану морского порта Кандалакша (Бородачёв В.В.) с участием Управления Роспотребнадзора по Мурманской области (Лукичева Л.А.) обеспечить контроль соблюдения пункта 2.5 Правил.
- пункт 2.5 Правил: "Запретить сход на берег членам экипажей всех судов, прибывших из иностранных государств в порты Мурманск и Кандалакша с учетом постановления Главного государственного санитарного врача Мурманской области от 18 марта 2020 года № 1, обратив внимание на привлечение к ответственности, установленной законодательством, в случае нарушения установленного запрета."
Также из вышеуказанного постановления следует, что моряки, прибывшие на смену, по общим правилам для всех граждан, обязаны проследовать в обсерватор в условиях, исключающих риски инфицирования COVID-2019, для изоляции на срок 14 дней со дня прибытия в Российскую Федерацию.
Всё тоже самое происходит и в Архангельске. Это следует из информационного сообщения Капитана Морского порта Архангельск от 28 марта 2020 года.
Наяву это значит, что судовладелец должен более чем за две недели прогнозировать заход судна в определённый порт, кроме того, по условиям новых договорённостей профсоюзов с судовладельцами, весь период самоизоляции моряку будут выплачиваться зарплата и покрываться прочие расходы. Такие дела в и без того сложной ситуации экономического кризиса уже затягивают петлю на шее судовладельцев.
С другой стороны, есть конкретные случаи, например, механик судна "Норильский никель", принадлежащем одноименной сырьевой компании, оказался заразившимся коронавирусом. По пути домой он успел заразить своего попутчика в поезде, что было дальше догадаться не сложно.
Но вот и ещё один случай, в данный момент всё в том же Мурманске сейчас сидит на самоизоляции один моряк из Калининграда, после этого он сможет отправиться дальше, но после прилёта в Калининград, уже на основании распоряжений губернатора Калининградской области, он опять же будет вынужден уйти на две недели в карантин, как все прилетевшие из Московской и Ленинградской областей или пересёкшие территорию примыкающих к Калининградской области иностранных государств. Кстати транзит через эти государства, в частности Литвы, при соблюдении определённых обязательств, для российских моряков разрешён в обе стороны без всякой изоляции в обсерватории.
По словам калининградских представителей судовладельцев, они постоянно пытаются пробиться к губернаторским администрациям со своими предложениями о порядке смены экипажей. Они просят разрешить беспрепятственные транзиты через необходимые регионы, на примере Литвы, имеется в виду, что экипаж будет садиться в микроавтобус и практически безостановочно с соблюдением всех необходимых мер защиты от вируса следовать на судно или в Калининградскую область, где моряки смогут побыть на самоизоляции, но уже дома. Однако, пробиться у них почему-то пока не получается.
Пётр Дзендзелюк,
Юридический отдел КРО РПСМ