«Я ТЕБЯ НИКОГДА НЕ УВИЖУ?»
Пересиживание на борту деморализует моряков. То есть, срывает крыши, разрушает дисциплину и дезорганизует экипаж. Поэтому, нормальный оператор в обычной ситуации таких вещей просто не допускает. Но сейчас ситуация иная.
Самолёты на земле. И, чтобы отправить чартер из России куда-нибудь в Мавританию, (здесь с марта бессменно работают примерно тридцать океанических траулеров, калининградцы и мурманчане), требуется примерно месяц бумажки собирать и предоставлять. Сначала от губернатора региона, где проживают его подданные-рыбаки – в Мурманске, например, на организацию последнего чартера из Нуадибу пришлось пять раз обращаться, и примерно месяц ждать – потом, в так называемый «оперативный штаб», который явно не соответствует своему названию, где тоже занимаются сбором бумаг и соблюдением какого-то протокола.
В конце концов, приземлению самолёта с мурманскими рыбаками в Нуадибу, Мавритания, тоже предшествует предоставление бумаг, справок и получение разрешения. Где оговаривается, что, ладно, русские, приземляйтесь, но багаж свой разгружайте сами, в масках и перчатках, а потом небольшими группками следуйте транзитом до крайнего причала, и оттуда, всё теми же небольшими группками, на прокажённом буксире отправляйтесь на рейд, к своему судну.
И в этом случае ещё повезло: собрали разрешения, получили одобрения, раздобыли чартер и набили его под завязку. У кого такого везения нет и экипаж на замену маленький, предпринимает множество усилий, совершенно не видных родственникам рыбаков, обрывающих телефон в крюинге: «Я что, мужа никогда не увижу?».
Но в Мавритании траулеры заняты тяжёлым трудом, и нет времени на праздные мысли. Как, например, на ошалевших от неопределённости, выведенных из эксплуатации круизниках.
Здесь народ по два месяца любуется береговыми красотами без права схода, а потом то прыгает за борт – причём в Роттердаме, где есть бесплатный вай-фай и только свистни, Морская Миссия прибежит – то устраивает пати а-ля «броненосец потёмкин» и вообще всячески будоражит окружающих. А что делать, если филиппинцев, хоть в чучелах, хоть в тушках, хоть самолётами отказываются принимать дома. Если превышена квота по количеству прилетающих в сутки, самолёт не пускают, и сиди на борту, лови следующий.
Но здесь хоть Европа, часть цивилизации, где и трансфер, и размещение хоть как-то имеются.
А вот если рифер крейсирует в районе Южной Америки, где аэропорты вообще-то закрыты. Отправка лишь при наличие специального чартера, для которого десять членов экипажа на пустом борту означают неподъёмный тариф для судовладельца. И пока он там кооперируется и координируется с другими, шесть отважных моряков дружно отказываются работать дальше. Мол, контракт истёк два месяца назад, и теперь мы просто начинаем кататься. И зарплату нам не надо.
Кстати, на балкере, который оказался в Юго-Восточной Азии (а здесь на берег не пускают ни больных, ни умерших), подобный индивидуальный круиз устроил себе простой моряк. Если нет порта, где меня осмотрит врач (а в Юго-Восточной Азии такой порт надо поискать), то я сам себе и предписываю освобождение от работ.
Такие случаи стали происходить в условиях, когда продолжительность рейса превысила нормативную на два с половиной месяца по максимуму. Это далеко не филиппинские «двенадцать месяцев» (между прочим, это максимальная продолжительность рейса по условию МОТ). Это и есть психологическая деморализация, как следствие форс-мажора, в который попали моряки, судовладельцы, да и вообще весь мир.
Способы выхода из этого тупика? Ну да, разработан пакет документов, битком набитый «дорожными картами» - здесь рекомендации международных профсоюзов, судовладельцев и сверху красуется одобрительный штамп IMO, являющегося агентством ООН, и всё это называется «Рекомендации по приданию профессии моряка международного статуса «ключевой персоны».
Проблема лишь в том, что для реализации такого проекта требуется, как минимум, соответствующая международная конвенция. Что явно не станет делом скорым и, главное, солидарным.
В случае с пандемией ведь ясно видно, как выламываются из прежних сообществ и юрисдикций целые страны, объясняя свои действия повышенной заботой о собственных гражданах. Например, Польша безо всякого давления ЕС, взяла и перекрыла весь транзит по своей территории – и ничего. Султан Мавритании, у которого грузчиками в аэропорту бесплатно работают русские рыбаки, его какая конвенция проймёт?
На этом фоне светлым оазисом является беспечная Беларусь, реально ставшая окном транзита для плавсостава России и Украины. Бумаг здесь по минимуму, всё жужжит и летает, по прилёту никого не хватают, и весёлые таксисты развозят народ от Москвы до Ростова.
Вадим Мамонтов