ОДИН В ОКЕАНЕ

Истории выживших в кораблекрушениях десятилетиями волновали людей по всему миру и будоражат по сей день. Мы знаем множество рассказов тех, кто выжил на необитаемом острове в одиночку или в компании таких же бедолаг, преодолевших все тяготы жизни в вынужденной изоляции и, в итоге, вернувшихся домой.

Но сегодня хотим вспомнить совершенно невероятную историю, в которую невозможно поверить. Историю человека, добровольно покинувшего пассажирский лайнер, прыгнув с 13-тиметровой высоты в воду глубокой ночью, посреди океана; человека, который провел три ночи и два дня в шторм, среди огромных волн, без компаса, воды и еды, имея только маску, трубку и ласты... И он не сдался, не пал духом, а выжил и спасся, в одиночку справился с бушующей стихией и нашел путь на сушу.  
Это история Станислава Васильевича Курилова, советского, канадского и израильского океанографа и писателя.

Станислав Курилов не был профессиональным моряком, хотя в своё время окончил мореходное училище, а затем Ленинградский гидрометеорологический институт по специальности "океанология"; работал в филиале Института океанологии Академии наук СССР в Ленинграде, был инструктором по глубоководному погружению в Институте биологии моря  во Владивостоке . Увлекался йогой.

Он неоднократно пытался добиться разрешения поехать за рубеж - в командировку или туристом - но ему постоянно отказывали по разным причинам, в том числе из-за того, что его родная сестра вышла замуж за иностранца и уехала на ПМЖ в Канаду.

Отчаявшись легально покинуть СССР, Станислав начал думать о побеге. Решение пришло, когда он увидел объявление о круизном туре на лайнере «Советский Союз», в декабре 1974 года следовавшем из Владивостока до экватора и обратно без захода в порты (соответственно ни разрешение, ни виза ему были не нужны).

Рассчитав по карте оптимальный маршрут, прикинув, что ему предстоит проплыть не более восемнадцати-двадцати километров, ночью 13 декабря 1974 года Станислав прыгнул с кормы с высоты 13-ти метров. Чудом избежав попадания под винты судна, приладив ласты, маску и трубку, он вплавь направился в сторону берега. В шторм, без сна, еды и питья, не имея ни часов, ни компаса, Курилов плыл в открытом океане почти трое суток.
Как это ни удивительно, но он остался жив и добрался до берега - острова Сиаргао (Филиппины), - хотя из-за проблем с навигацией и течениями, планируемые восемнадцать километров превратились почти в сто.

Несомненно, выжить в этих исключительных условиях Станиславу помогла выносливость, обусловленная занятиями спортом и йогой. А ещё, конечно, невероятное везение и вера в себя.

Ниже приводим цитату из книги «Один в океане», написанной Станиславом Куриловым под впечатлением от своего фантастического путешествия.   

   «После суток плавания я не чувствовал ни усталости, ни болезненных ощущений. Мое дыхание было глубоким и ритмичным, плылось легко, меня не мучили ни жажда, ни голод. Видимый мир замкнулся на вершинах ближайших волн. Я как бы растворился в них и все движения бессознательно делал так, чтобы слиться с их шумом и не тревожить океан понапрасну. 
   Океан дышал как живое, родное, доброе существо, его равномерное, теплое дыхание было густо насыщено ароматными запахами. Иногда на склоне черных холмов дождем осыпались какие-то огоньки и тут же уносились вверх, в небо. Вода касалась кожи незаметно, ласково - было даже как-то уютно. Если бы не сознание того, что я человек и должен куда-то плыть, я был бы, наверное, почти счастлив. Я инстинктивно старался не думать о том, чего не мог себе позволить в данный момент. Ясно, я хочу того и этого, но у меня ведь нет этого сейчас, а этот миг — вечность в моей жизни, почему я должен испортить его мыслями о невозможном? 
   
Я медленно парил на границе двух миров. Днем океан казался стихией, вызванной к жизни ветром, и только ночью, когда ветер стих, я увидел его настоящую, самостоятельную жизнь.
    Стоило наклонить голову к воде, и взгляду открывался фантастический фосфоресцирующий мир. 
    Подо мной был крутой склон двухтысячеметровой Филиппинской впадины, одной из самых глубоких в мире. Мне было видно в глубину примерно метров на сто.
    Я видел, как внизу мигают далекие и близкие звезды, летят какие-то светящиеся стрелы, как проносятся загадочные торпеды, оставляя дымящийся световой след. Я видел вспышки взрывов и победные фейерверки, огни городов и селений, дымовые завесы и извержения вулканов. Вглядываясь в глубину, я открыл для себя захватывающее дух ощущение полета над бездной. Я зависал над ней, вглядываясь в россыпь огней, сверкающих внизу, чувствуя себя как бы парящим в невесомости над бесчисленными огнями ночного города. Стоило перевести взгляд на другое скопление, лежащее ниже, как возникал волшебный эффект снижения высоты полета. Так я медленно спускался по этим огненным уступам глубоко вниз, сердце начинало колотиться от страха — и я взлетал к поверхности, но меня тут же тянуло снова заглянуть в пропасть, над которой я висел. Порой огни подо мной исчезали внезапно - тогда я срывался вниз и падал, замирая, пока не хватался взглядом за вспышку света как за опору. Я боялся слишком долго засматриваться в глубину — мне могло показаться Бог знает что...»

    Станислав Курилов погиб 29 января 1998 года во время водолазных работ на Тивериадском озере в Израиле. Освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне. В 2012 году режиссер Алексей Литвинцев снял документальный фильм о Курилове «Один в океане», премьера фильма состоялась на телеконале «Россия-1» в декабре 2012 года.

По материалам книги Станислава Курилова "Один в океане", сайта Википедия