ПАМЯТКА
МОРЯКАМ НА СЛУЧАЙ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИЛИ ПОЛУЧЕНИЯ ТРАВМЫ (СМЕРТИ)
В ПЕРИОД РАБОТЫ ПО КОНТРАКТУ НА СУДАХ ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ.
(Если у моряков появляются проблемы с оплатой периода временной нетрудоспособности (больничного листа) в период работы на судне (по контракту)).
Это касается практически всех моряков, работающих на судах под иностранным флагом, и получивших производственную травму или заболевание в период рейса независимо от того, есть ли на судне коллективный договор или нет.
В связи с этим мы хотели бы напомнить вам, что нужно предпринять в подобных случаях.
Прежде всего, перед уходом в рейс внимательно прочтите свой индивидуальный контракт. Если в нем есть ссылка на то, что ваш контракт является приложением к коллективному договору между профсоюзом и судовладельцем, это означает, что условия оплаты, сроки и суммы четко оговорены в коллективном договоре, с которым вам следует ознакомиться.
В случае если при найме на работу заключается только индивидуальный контракт и на судне не имеется коллективного договора, моряк должен помнить, что ответственность судовладельца перед моряком по выплатам в случае травмы, заболевания или смертельного случая будут ограничены только теми условиями, которые оговорены в контракте. Если в контракте данные выплаты не указаны, моряк может их и не получить, кроме как по решению суда.
В таком случае необходимо узнать в круинговом агентстве, которое направляет вас на судно, условия оказания медицинской помощи и оплаты временной нетрудоспособности и выплаты компенсаций в случае заболевания или травмы, или какими документами эти вопросы регулируются. Эти условия не являются тайной и должны быть доступны моряку для ознакомления. Если от вас это скрывают, значит страхования нет вообще, либо это очень плохие условия.
Знать это необходимо для того, чтобы в случае необходимости моряк или его родственники (представители) могли собрать и подготовить необходимые документы, на основании которых работодатель производит выплаты.
Необходимо также помнить, что несмотря на то, что условия медицинского обслуживания и выплат по несчастным случаям и заболеваниям оговорены в колдоговорах, любые выплаты производятся только после предоставления документов, доказывающих факт заболевания или травмы (смерти) моряка.
Это означает, что в случае заболевания, травмы или смерти моряка на борту судна или в период работы по контракту, администрация судна должна зафиксировать такой случай с составлением соответствующих актов и других документов. Перечень и формы документов могут быть различными в разных компаниях. При необходимости проведения расследования происшествия должны быть составлены:
- Акт о несчастном случае (инциндент-репорт) с описанием места и окружающей обстановки на момент происшествия.
- Собраны свидетельские показания/рапорта членов экипажа и других очевидцев.
Если в расследовании происшествия участвуют полиция порта и другие официальные власти, капитану судна необходимо получить от них как минимум копии документов, которые они оформляют.
Если моряка оставляют на берегу в госпитале, ему должны вручить его индивидуальный контракт и финансовую справку о расчетах по зарплате на момент списания и один экземпляр акта (инциндент - репорт) о расследовании несчастного случая. Все эти документы необходимо иметь для того, чтобы правильно оформить свою претензию по оплате больничного и выплате компенсации.
Но индивидуальный контракт моряк обязан иметь при себе всегда!
Это единственный документ, который прямо подтверждает (доказывает) факт того, что вы были наняты на работу, и на основании которого строятся все отношения с Работодателем, Страховыми компаниями и другими организациями, как иностранным, так и российскими. При этом Контракт должен быть правильно заполнен. В нем должен быть указан полный адрес работодателя, четко видна печать и разборчиво подпись того, кто от имени Работодателя подписал контракт.
Кстати, именно индивидуальный контракт позволяет моряку, работающему на судне под иностранным флагом, зарегистрироваться в Пенсионном фонде РФ и платить пенсионные взносы с целью накопления страхового стажа для получения государственной пенсии.
В обязательном порядке необходимо информировать своих родственников, на каком судне вы уходите в рейс, запишите его правильное название на английском языке, а также адрес круингового агентства и фамилию инспектора, который оформляет Вас на судно. К сожалению, иногда родственники не знают названия ни судна, ни круингового агентства, которое отправило моряка на работу.
По прибытии домой травмированный или заболевший моряк, или его родственники должны в этот же или на следующий день информировать об этом круинговое агентство, обратиться в медицинское учреждение, получить больничный лист или оформить письменно Договор на оказание медуслуг, в котором должен быть указан период лечения с момента обращения до полного выздоровления. Если моряка по результатам лечения направляют на МСЭК, то есть на инвалидность, необходимо прежде обратиться в профсоюз за консультацией, и только потом являться на МСЭК.
После получения во МСЭК справки об инвалидности и проценте утраты трудоспособности моряк представляет эти документы в круинговое агенство или профсоюз, которые подготовят документы для Работодателя (Судовладельца) с целью организации оплаты периода временной нетрудоспособности листа или выплаты компенсации по потери трудоспособности.
В случае приобретения за свой счет медицинских препаратов, оплаты процедур, ваши расходы возместят только при условии предоставления документов, доказывающих факт и необходимость этих расходов.
Помните – никто и никогда не будет вам компенсировать ваши расходы, если только они не подтверждены необходимостью лечения.
Следует знать, что морякам, работающим на судах под иностранным флагом у иностранного судовладельца, российское законодательство не разрешает выдавать больничный лист вообще. Это не значит, что моряку ничего не оплатят.
Вместо больничного вы можете получить выписку из истории болезни, заключение Клинико-Экспертной Комиссии (КЭК) при больнице или поликлинике, справку МСЭК и другие документы.
При любых сомнениях обращайтесь в профсоюз, не торопитесь что-то делать, если не уверены в своих действиях.
Профсоюз готов ответить на ваши вопросы.