ПЕРВЫЙ РЕЙС - БЕЗ ПРОБЛЕМ

Найти компанию, которая возьмёт к себе вчерашнего курсанта, эта проблема с которой сталкиваются все молодые специалисты после окончания морского вуза, решившие-таки ходить в моря.
Это связано с отсутствием у молодого моряка опыта и практических навыков.
Очень многие судовладельцы сейчас не хотят возиться с молодежью на судне, им всегда подавай исключительно специалистов со стажем, с опытом. А то вдруг, столкнувшись с реальностью работы в море, новички запросятся домой через месяц, или, не дай Бог, сломают что-нибудь дорогое.
По большей части это касается мелких и средних компаний, у которых 2, 3, ну, максимум 10 не слишком свежих пароходов. Им нет смысла растить себе лояльных офицеров. Они рассчитывают всегда найти себе экипаж из моряков - может и не лучших, - но согласных на не самую привлекательную зарплату.

В советское время перед выпускниками учебных заведений такой проблемы не стояло. Курсантов, еще перед получением рабочих дипломов, распределяли по всей огромной стране, и без работы никто не оставался. Кроме того, на всех предприятиях морской отрасли существовал институт наставничества, который за короткий срок безболезненно помогал молодому специалисту набраться необходимого профессионального опыта.

Сегодня средние и высшие морские учебные заведения выпускают моряков в никуда, и у многих возникают сложности при первом трудоустройстве.

С чего же начать и в каком направлении двигаться для того, чтобы получить долгожданную работу?
Первое, что должен знать еще курсант, это то, что без знания английского языка в море делать нечего. Одним словом, готовиться к поиску работы нужно еще в училище или академии. Учите английский язык. Без хорошего знания английского языка вам откажут в работе 90% крюингов. Связано это не только с тем, что почти на всех судах, которые ходят под иностранным флагом, смешанные экипажи и основной судовой язык английский, но еще и с тем, что вся судовая документация и отчетность ведется тоже на английском языке.
Второе. Во время учебы, параллельно, осваивайте дополнительные навыки. Например, умение работать на токарном станке или свидетельство сварщика, лебедчика - даст вам преимущество перед другими соискателями, которые таковых не имеют, а в море за это еще и приплачивают.
Третье. Во время обучения, интересуйтесь морской жизнью, читайте морские форумы, журналы и чаты - там много полезной информации, которая поможет вам не только стать моряком, но и выбрать тип судна, на котором вам бы хотелось работать, а может даже и компанию.
Очень важно ответственно подойти к вопросу прохождения большой практики.
Трудоустраиваясь на это время, не стоит гнаться за большой зарплатой и идти работать матросом в рыбцех, рассчитывая получить и деньги, и ценз. Надо понимать, что, во время практики, у вас есть шанс попасть кадетом туда, куда с улицы даже многим морякам со стажем, сложно попасть. Суть в том, что некоторые крупные судовладельцы охотно берут на свои суда именно курсантов на должности кадетов, рассчитывая вырастить из них специалистов. Поэтому еще на первом-втором курсе обучения следует активно вращаться в морском сообществе, чтобы знать, куда обратиться в нужный момент, чтобы попасть к такому судовладельцу. Именно кадетские программы дают вам шанс попасть на работу в компанию, где в будущем вы сможете рассчитывать на хорошие деньги и новые суда. При условии, конечно, что вы там себя хорошо зарекомендуете. А для этого вам, во время практики, нужно показать, что вы легко обучаемы, не боитесь работы и выбрали ту профессию, в которой вам будет легко двигаться по карьерной лестнице. И если вы все сделаете правильно, место в компании, где вы проходили практику, вам будет гарантировано.

Рассмотрим самый плохой вариант, когда у вас есть диплом, есть желание работать, но работы нет. Первое что вы должны сделать, перед тем как начать поиск работы — это собрать полный пакет морских документов. Параллельно лучше этого не делать, причины, думаем, понятны.

После того, как вы стали готовы уйти в море «хоть завтра», определились на какой флот и тип судна готовы пойти работать и намерены, набравшись терпения, погрузиться в поиски в интернете, всё-таки прикиньте, кто из ваших знакомых сможет помочь в этом деле.  И вот если таковых нет, что ж, интернет в помощь.

И начните не с крюингов, а, напрямую, с судоходных компаний.
Есть такие, которые набирают моряков напрямую. На сайте заполняете анкету, а через пару дней звоните, узнаёте, рассмотрели вашу анкету, или нет есть ли у вас шанс уйти в море, а если вам отказали, выясните, по какой причине.

Вот теперь, параллельно, можно начать ходить по крюингам, оставлять анкеты и разговаривать со специалистами.

Кроме того, можно начать рассылать анкеты в крюинги, находящиеся в других городах и странах. Чем больше вы их разошлете - тем выше ваши шансы найти хорошую работу. Зарегистрируйтесь на сайтах по поиску работы, там тоже довольно часто выкладывают предложения о работе по морским специальностям.

Не ждите, что предложения вам посыплются сразу. Это долгий и мучительный путь – это надо понимать. Ваша задача не сидеть и ждать, а постоянно находится в активном поиске. Тут все способы хороши. Главное - не опускать руки и подходить к этому делу с холодным рассудком, не бросаться на первое попавшееся предложение, как в омут с головой.

Вот тут подходим к самому главному.

Вам нужно «заморячиться»:, т.е. сделать пару рейсов и получить заветные записи в мореходной книжке, которые расскажут вашему потенциальному работодателю, что вы что-то можете в профессии и способны переносить все тяготы и лишения морской жизни.

Поэтому и важно сделать правильный выбор, чтобы не только запись в книжке получить, но ещё и опыт, знания, да и денег заработать.

Если у вас нет связей в морском сообществе, устроиться сразу на хорошую работу, практически, нереально. Придется пройти огонь, воду и медные трубы. Понятно, что вам будут предлагать работу там, куда нормальный моряк никогда не пойдет, там, где мало платят, да ещё и обмануть могут.

А что бы не попасть в беду, без контракта в море ни ногой! Запомните, что подписать вы его должны на берегу в крюинге. Если будут какие-то сомнения или вопросы, обращайтесь к нам: чем можем - поможем. 
Одним словом, найти работу «первоходу» сложно, но можно: все когда-то пошли в море в первый раз и у каждого своя история.

Удачи и берегите себя!

Владимир Сычев