ПОДПИСАНО ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО МОРСКОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2024-2027 гг.

Профсоюзы и работодатели подписали Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2024-2027 гг., устанавливающее минимальные стандарты условий труда для моряков, работающих на морских судах, плавающих под государственным флагом Российской Федерации.

Подпись под документом от имени работников поставили председатели Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков, Профсоюза работников водного транспорта РФ (ПРВТ) Олег Яковенко, Общероссийского профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (НГСП) Александр Корчагин и Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП) Владимир Кузнецов, от имени работодателей – президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин.

— Подписание нового Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту стало серьезным достижением социальных партнеров, действующих в отрасли. В целом, соглашение будет способствовать улучшению условий труда моряков и станет основой для социального партнерства в судоходных компаниях и заключения коллективных договоров, — отметил председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков.

Принятый документ уточнен и дополнен, по сравнению с редакцией, действовавшей в течение последних трех лет. В частности, в отраслевом соглашении нашли отражение изменения, произошедшие за это время в российском трудовом законодательстве.

Кроме того, стороны договорились о взаимодействии по социально-трудовым и кадровым вопросам при реализации Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года. Как отметили социальные партнеры, работа в этом направлении продиктована тем, что сегодня социально-экономическое развитие Севера, особенно — Арктической зоны России и Северного морского пути, находится в зоне особого внимания государства.

— Наша основная задача сегодня, как профсоюзов, — защитить национальный морской рынок труда: не только сохранить, но и увеличить количество рабочих мест для российских моряков, занятых в Арктике на разведке, добыче и транспортировке углеводородов, — сказал глава РПСМ Юрий Сухоруков.

Отраслевое соглашение устанавливает минимальный уровень условий оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот и действует в отношении всех моряков, состоящих в трудовых отношениях с работодателями — членами Российской палаты судоходства, а также работодателями, которые присоединятся к соглашению после его заключения. Документ является ориентиром при заключении колдоговоров в судоходных компаниях, на которые распространяется его действие. В случае отсутствия в данных судоходных компаниях коллективного договора, заключенное отраслевое соглашение имеет прямое действие.

Важно отметить, что в ходе работы по подготовке проекта документа социальные партнеры не смогли прийти к согласию по некоторым вопросам — их свели в Протокол разногласий. Среди прочего судовладельцы отказались от предложения профсоюзов о выплате компенсации членам экипажей в случае вынужденного увеличения продолжительности работы на судне, то есть более 180 дней. Такая ситуация, например, может возникнуть из-за санкций в отношении российского торгового флота или же введенных ограничений в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. Также работодатели отказались внести в отраслевое соглашение пункт, чтобы моряки по возможности избегали выполнения работы по погрузке и разгрузке судна, оставив ее профессионалам — докерам.

Еще не удалось урегулировать вопрос об установлении отраслевого минимума по оплате труда за работу в ночное время. Так, профсоюзная сторона настаивала на том, что оплата труда за работу в ночное время по трудовому договору должна быть не менее 35% должностного оклада, рассчитанного за час работы, (тарифной ставки). Профсоюзы руководствовались тем, что в ночное время снижаются внимание и координация, сбиваются биоритмы и происходят психоэмоциональные перегрузки. Примечательно, что в ранее действующем законодательстве была установлена доплата за работу в ночное время для моряков — именно 35% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время. Однако судовладельцы, ссылаясь на действующее законодательство и установленную в нем минимальную 20% часовую тарифную ставку за каждый час работы в ночное время, отказались вносить уточняющий пункт в раздел.

Другое разногласие — предложение профсоюзной стороны дополнить соглашение разделом об условиях работы экипажей судов в районах военных и пиратских действий или эпидемиологических опасностей. Так, среди нескольких инициатив, в нем говорится о праве моряка отказаться от рейса в такие районы без риска потерять работу и оплате труда в повышенном размере за время нахождения судна в указанных зонах. К слову, в российском законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие такие особенности, при этом по этому разделу стороны не могут прийти к согласию с 2017 года.

— Несмотря на то, что не все наши предложения были приняты, мы договорились продолжить консультации по их урегулированию, — добавил председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков. — Надеемся, что в рамках постоянно действующей отраслевой комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений на морском транспорте, состоящей из равного представительства профсоюзов и судовладельцев, мы разрешим вопросы из Протокола разногласий, а также другие возникающие проблемы, касающиеся условий труда моряков.

Добавим, что в настоящее время Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2024-2027 гг. проходит процедуру регистрации в Федеральной службе по труду и занятости РФ, затем оно будет опубликовано на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Однако весь этот процесс носит уведомительный характер: документ вступил в силу 19 апреля 2024 года.

Информация с сайта sur.ru