Это маленькое, чуть больше двух тысяч рег. тонн, судно-коастер (проще говоря, типа «река-море») в воскресенье вышло из французского Бреста. Экипаж смешанный: два латыша, пятеро русских, судовладелец норвежский, крюинг латвийский, оператор польский.
Всё это хозяйство под удобным флагом. Короче, всё как у людей.
В порту “Fri Dolphin” проводил фумигацию. Это когда трюма судна перед погрузкой зерна обрабатывались газом фосфин. В нашем случае газ не закачивали и не нагнетали, а накидали в трюма в виде таблеток. Это, так называемый, «транзитный способ», когда при соблюдении спецусловий судно не ставят в отстой, а экипаж не выводят в убежище.
Способ применяется давно и даже на старинных «Волго-Балтах», ещё плавающих на внутренних реках РФ. Во французском же Бресте что-то пошло не так, и остаточные явления использования газа фосфин проявились, по словам очевидца, самым драматическим образом.
«Сразу после погрузки зерна капитан приказал выйти в море, не смотря на штормовое предупреждение. Встречный ветер был такой силы, что шли в Атлантику на скорости один-два узла. И штурман, заступивший на следующую вахту, ощутил удар-хлопок в корпусе, но списал на бьющую волну. Вокруг бушевало 9-10 баллов. И штурман почувствовал, что в рубке, вроде как, пахнет выхлопными газами, что удивительно, ветер-то встречный. В каютах все иллюминаторы поставлены на броняшки, в замкнутом контуре уже воняло так, что моряки броняшки эти стали открывать. Один из моряков пришёл к капитану с жалобой на тошноту и вдруг стал блевать. Мастер посчитал, что это от качки и отпустил его в каюту.
«Товарищ, я вахту не в силах стоять, сказал кочегар кочегару...»