ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ МОРЯКА НА СУДНЕ
Очень часто к нам за консультацией обращаются моряки, особенно новички, которые интересуются продолжительностью рабочего дня и времени отдыха на судне. Одним словом- сколько часов моряк должен работать на судне в сутки?
Сегодня мы поговорим о моряках, которые работают на судах под иностранным флагом, подпадающими под Конвенцию «О труде в морском судоходстве», MLC-2006, кроме тех, которые являются исключением.
Исключение составляют:
- Суда, работающие исключительно во внутренних водах, близко от берега, в защищенных от волнения водах или в тех зонах, где действуют портовые правила.
- Рыболовные суда.
- Суда «традиционной» постройки, например такие, как плоскодонные шлюпки или джонки.
- Военные корабли и вспомогательные военные суда.
- Суда с валовым регистровым тоннажем менее 200 т, невыполняющие международные рейсы, которые могут быть освобождены государством флага от исполнения некоторых требований, если права моряков уже обеспечиваются национальным законодательством, коллективными договорами или иным способом.
Для того чтобы предотвратить усталость и обеспечить безопасную эксплуатацию судна, рабочее время и время отдыха моряков должны регулироваться.
Обычно рабочее время определяется из расчета восьмичасового рабочего дня и одного дня отдыха в неделю, однако эти нормы могут и отличаться от приведенных, в зависимости от того, что записано в индивидуальном контракте моряка или коллективном договоре. Но, в любом случае, продолжительность рабочего времени и времени отдыха в контракте или трудовом договоре должны соответствовать вышеуказанной Конвенции. Здесь есть определённые нюансы - о них сообщим ниже, – которыми судовладельцы и капитаны часто пользуются. Кроме того, государство флага может само решать, устанавливать ли ему пределы максимальной продолжительности рабочего времени или минимальной продолжительности отдыха.
Но вернемся к Конвенции.
Максимальная продолжительность рабочего времени регламентирована таким образом:
- Моряк не должен работать более 14 часов в течении любого 24-часового периода.
- Моряк не должен работать более 72-х часов в течении любого 7-мидневного периода.
Соответственно, минимальная продолжительность отдыха выражается в следующем:
- Моряк должен иметь не менее 10 часов отдыха в течении любого 24-часового периода.
- Моряк должен иметь не менее 77 часов отдыха в течении любого 7-ми дневного периода.
Время отдыха может быть разделено не более чем на два периода, один из которых должен иметь продолжительность не менее 6 часов.
- Моряк не может работать без отдыха более 14 часов.
К сожалению, большинство государств флага используют расчеты, основанные на минимальной продолжительности отдыха, которые предоставляют судовладельцу больше возможностей для маневра, так как он может потребовать от вас работать до 91 часа в течение любого 7-дневного периода.
Ну и вернемся к тому самому «нюансу», о котором упоминалось выше.
В случае крайней необходимости, когда безопасность судна и экипажа находится под угрозой или когда требуется оказать помощь другим судам или людям, терпящим бедствие в море, капитан может приостановить действие графика рабочего времени или времени отдыха, вплоть до восстановления нормальной ситуации.
Используя эту лазейку в Конвенции, администрация судна иногда пускается во все тяжкие. Но, начиная в таком случае «качать права», вы должны адекватно понимать ситуацию, для того чтобы вас не выставили потом бунтовщиком или, в случае аварии или происшествия, не сделали виновным.
Далее. На всех судах в доступном месте должен вывешиваться график с указанием внутреннего трудового распорядка на борту судна, который должен быть составлен на рабочем языке судна и английском языке.
Он должен включать.:
1. Режим работы в море и в порту.
2. Максимальное время работы и минимальное время отдыха, в соответствии с законом государства флага или коллективным договором.
Ну и конечно время работы и время отдыха должно фиксироваться на бумаге, для того чтобы можно было контролировать соблюдение закона.
Вы должны ежемесячно получать на руки подписанную копию документа, где указаны часы, которые вы отработали за истекший месяц. Этот документ будет основным при рассмотрении ваших споров с работодателем о недоплатах или переплатах вам денежных средств.
Короче говоря, знайте свои права, читайте контракты, изучайте коллективные договора и будет вам счастье!
Берегите себя!
Владимир Сычев, инструктор по работе с моряками КПО РПСМ "Защита"