СОМАТИЗАЦИЯ У МОРЯКОВ: КАК РАСПОЗНАТЬ И ЧЕМ ПОМОЧЬ

Проблемы, касающиеся психического здоровья моряков, всегда вызывали озабоченность, а пандемия COVID-19 еще больше обострила и обнажила их. Члены экипажа, работавшие на судах в период пандемии COVID-19, столкнулись со множеством дополнительных стрессовых факторов, включая беспокойство о здоровье родных и близких, длительный срок контрактов (около 400 000 моряков находились на борту более 8 месяцев), многократные продления контрактов, сложности с возвращением домой, невозможность присутствовать на похоронах родственников, ставших жертвами ковида, невозможность сойти на берег в портах, финансовые трудности и многое другое... К этому добавились ещё и повседневные стрессовые факторы, с которыми потенциально может столкнуться любой моряк - напряженные межличностные отношения из-за длительного нахождения в закрытом пространстве в обществе одних и тех же людей, угрозы насилия, нарушения сна, скука, низкая удовлетворенность работой, выполнение одной и той же работы в течение длительного времени, а также отсутствие общения с друзьями и семьей.
Изоляция, невозможность обсудить, "проговорить" свои переживания, является ключевым фактором возникновения проблем с психическим здоровьем, поскольку члены экипажа часто чувствуют себя отрезанными от того, кто их всегда поддерживает, от привычного мира.
Для некоторых моряков препятствием для обращения за помощью становятся культурные и языковые барьеры. Кроме того, в некоторых культурах существует очень высокий порог обращения за помощью, что препятствует раннему выявлению проблем с ментальным здоровьем и увеличивает риск самоубийства. Исследования показали, что до 20% членов экипажа задумывались о самоубийстве.

При этом старший комсостав  страдает не меньше (а иногда и больше) рядовых членов экипажа, что ограничивает их возможности оказания помощи и требует принятия общих решений на борту и на берегу.

Помимо самоубийств и непосредственных проявлений проблем с психическим здоровьем, моряки могут начать чаще совершать ошибки в работе, становятся менее осторожными, не соблюдают правила безопасности, подвергая риску судно, себя и своих коллег.

Очень важным моментом является то, что основные проблемы психического здоровья, такие как депрессия, тревога и злоупотребление психоактивными веществами усугубляются, когда человек отправляется в море. Например, первые проявления шизофрении нередко можно обнаружить у члена экипажа в первые несколько месяцев его первого контракта, когда он впервые так надолго оказывается вдали от дома. Понимание и решение проблем психического здоровья, обусловленных культурной спецификой, имеет решающее значение для оказания эффективной помощи морякам.

Кроме того, не стоит забывать ещё об одном немаловажном аспекте. Психологический стресс может трансформироваться в соматические нарушения (соматизация - развитие соматических нарушений психогенной природы. Простым языком, соматизация – это переживания, приводящие к телесным проявлениям).  Соматизация - достаточно распространенное явление среди моряков и проявляется в виде физических симптомов различных заболеваний: жалобы на боли в груди, головные боли, боли в спине, бессонницу, слабость, тремор  - основные причины обращения за медицинской помощью и, как следствие возвращение домой членов экипажа. Всё это может быть обусловлено соматизацией.

Covid-19 вызвал у моряков новые эмоциональные и поведенческие проблемы: чувство изоляции и одиночества стало ещё более распространено. Процесс восстановления после заболевания ковидом также стал для некоторых сложным и долгим, во время выздоровления возник риск депрессии, тревоги, посттравматического стрессового расстройства, когнитивных проблем и злоупотребления психоактивными веществами, а также других состояний, известных под общим названием «долгий ковид». К таким жалобам и сейчас следует относиться серьезно.

Для решения этих проблем психического здоровья морякам необходимо предлагать помощь как на борту, так и в рамках различных программ поддержки. Для оказания необходимой помощи необходимо внедрить специальные службы психологической поддержки, дополнительное обучение капитанов и членов экипажа, а также программы поддержки, учитывающие культурные особенности. Видеосвязь, прямые контакты по телефону или через Интернет, а также соответствующие видеоролики на YouTube — всё это можно и нужно применять и активно использовать.

Такие организации, как ISWAN (Международная сеть морских благотворительных организаций, оказывающая помощь и поддержку морякам), также предлагают специальные программы обучения и ресурсы, направленные на расширение социального взаимодействия, и помощь в области психического здоровья. Смягчение проблем психического здоровья всего экипажа за счет увеличения позитивного социального взаимодействия и взаимодействия между членами экипажа, расширение возможностей общения с друзьями и семьей, разработка эффективных программ оздоровления экипажа, касающихся гигиены сна, физических упражнений, здорового питания, а также наличие необходимых лекарств на борту должно стать частью корпоративных стратегий.
В этом отношении хорошо зарекомендовали себя телемедицинские услуги, которые включают услуги психологов и психиатров. Эта технология  гарантирует наличие у членов экипажа доступа к необходимой поддержке на родном языке в любой момент, а также позволяет капитанам получать рекомендации по выявлению проблем  психического здоровья среди членов экипажа и эффективно их урегулировать во время рейса.

В заключение отметим, что проблемы психического здоровья, с которыми сталкиваются моряки, сложны и широко распространены, а потому требуют активного вмешательства и поддержки со стороны старших офицеров судов и руководства компаний. Устранив факторы стресса, изоляцию, основные проблемы психического здоровья, соматизацию и эмоциональные проблемы можно защитить физическое и психическое здоровье моряков.
 
Проверка психического здоровья должна стать частью всех программ предварительного и периодического медицинского осмотра плавсостава (PEME/REME)

Повышенное внимание к оценке психического здоровья не только способствует повышению благополучия экипажа на борту, но также снижает потенциальные финансовые риски и риски для безопасности, что, в конечном итоге, приводит к экономии средств.

Крайне важно уделять первоочередное внимание информированию о психическом здоровье и оказанию помощи, чтобы обеспечить безопасность и психическое благополучие моряков.

По материалам Информационного бюллетеня РПСМ и The Maritime-executive.com
Картинка: открытые источники Интернета