В своих публикациях мы часто упоминаем термин «глобальная цепочка поставок», в которую вмешалась пандемия, нарушив давно отлаженную мировую систему торговли.
Сегодня хотим на конкретных примерах показать, что и как происходит.
Простой парень из Кейптауна Джаред Чайтовиц имеет парк из 300 прокатных велосипедов. До сих пор у него всегда имелся постоянный запас запчастей - от педалей до звонков - чтобы поддерживать велосипеды в рабочем состоянии. Но в этом году появились проблемы.
«Мой постоянный поставщик шин, сообщил, что теперь новые шины придётся ждать от 10 до 12 месяцев», - говорит Джаред, «Я в шоке!»
Пандемия вызвала мировой бум велосипедного движения, что привело к увеличению спроса на велосипеды, в то время как оптовые продавцы пострадали от нехватки морских грузовых контейнеров во всем мире.
Джаред пытается решить несколько задач одновременно, чтобы сохранить свой бизнес. И продолжает с нетерпением ждать контейнер с 50 новыми велосипедами из Франции, хотя не может точно сказать, когда он прибудет.
Несколько месяцев назад он вдобавок взял заказ на ремонт нескольких велосипедов. А теперь этот заказ завис в воздухе, потому что запчасти до сих пор не пришли. Парень начал покупать запчасти где только мог, иногда и в убыток себе, лишь бы выполнить заказ. Но для решения всей задачи этого явно недостаточно.
И Джаред не одинок в своих неприятностях. Многие компании по всему миру столкнулись с аналогичными проблемами логистики.
Мировой локдаун привел к резкому падению розничных закупок, вслед за которым последовала обратная реакция, поскольку страны снова начали открываться.
И вот, в настоящее время сотни контейнеровозов стоят в очереди на вход в перегруженные порты, в основном в США и Китае.
Кроме того, в Европе и США из-за нехватки водителей грузовиков становится сложнее перемещать контейнеры на суше. А закрытие портов, вызванное вспышками Covid-19, еще больше усугубляет эти проблемы.
"Стало обычным делом слышать истории о контейнерах, которые месяцами простаиваот на причалах. Кроме того, цены на контейнеры просто зашкаливают.
Так отправка одного 40-футового контейнера из Азии в Европу стоит 17 500 долларов (12 650 фунтов стерлингов), что более чем в 10 раз превышает цену, которая была год назад", - говорит Джордж Гриффитс, редактор глобальных контейнерных рынков в S & P Global Platts.
Он добавляет, что некоторые судоходные компании в настоящее время взимают дополнительную плату, чтобы гарантировать доставку в течение нескольких недель, и что импортеры также пытаются перебить друг в друга в цене, предлагая дополнительные деньги, чтобы перекупить контейнеры у своих конкурентов.
«Рынок действительно начинает кусаться», — говорит г-н Гриффитс.
Всё это вызывает вопрос - является ли текущая ситуация просто кратковременным сбоем в цепочке поставок или это признак того, что великий гигант контейнерных перевозок больше не может идти в ногу с нашим меняющимся миром?
Стальная коробка, которая изменила мировую торговлю
Индустрия контейнерных перевозок сейчас «скрипит» под давлением высокого спроса», - говорит Роуз Джордж, автор книги о судоходстве «Девяносто процентов всего»..
«Она всегда было жизненно необходима, просто это никогда не замечалось», — добавляет она. Потребовался нынешний кризис, чтобы показать, насколько важно судоходство для мировой экономики.
В последнее время некоторые крупные компании даже решили приобретать собственные контейнеры и чартерные суда в ответ на дефицит. Среди них американские гиганты Walmart и Home Depot, а также шведский мебельный бренд Ikea.
Пресс-секретарь Ikea подтверждает, что компания закупила дополнительные контейнеры и зафрахтованные суда, чтобы восполнить нехватку продукции.
«Мы также отправляли товары поездом из Китая в Европу и вложили немало средств во временные промежуточные склады в Китае, Вьетнаме, Индии, Индонезии и Таиланде для поддержки производства», — добавляет она.
От игрушек до автомобилей, бесчисленные отрасли промышленности полагаются на транспортные контейнеры, постоянно и непрерывно перемещающиеся по всему миру.
«У меня есть предчувствие, что рано или поздно мы увидим .... пустые полки», — говорит Ставрос Карамперидис, руководитель исследовательской группы по морскому транспорту Плимутского Университета, имея в виду рождественский период. «Серьёзная нехватка водителей грузовиков, которая наблюдается в Великобритании может сделать это особенно заметным в стране», - добавляет он.
Нехватка водителей грузовиков в Великобритании, возникла отчасти из-за того, что работники ЕС покидают Великобританию после Brexit, а также во время пандемии. К тому же появились налоговые изменения, из-за которых водителям из других стран Европы становится невогодно работать или трудоустроиться в Великобритании.
Хотя и ожидается, что судоходные компании получат в этом году рекордную прибыль, исчисляемую многими миллиардами долларов, они по-прежнему сталкиваются с проблемами.
«Мы развернули больше судов и контейнеров, чем до пандемии, но мы все еще видим досадные задержки, приводящие к пропущенным рейсам и упущенным возможностям», - говорит Консепсьон Бу Ариас, пресс-секретарь Maersk, крупнейшей судоходной контейнерной линии в мире.
«Задержки в портах влияют на графики движений судов», - говорит она. "Пара дней задержки в одном порту может в конечном итоге добавить две недели к общему времени в пути контейнеровоза".
Нынешнее напряжение создает и обсолютно абсурдные ситуации, когда пустые контейнеры скапливаются в одних портах, в то время как в других их остро не хватает.
Так что же можно сделать?
Продолжение следует…
По материалам BBC News