"ВАКЦИНАЦИЯ МОРЯКОВ - ПОЛЬЗА ДЛЯ ВСЕГО МИРА"

North - ведущий мировой морской страховщик с более чем 160-летней историей в отрасли, опубликовал буклет по результатам брифинга о важности первоочередной вакцинации для моряков во всём мире под названием «Вакцинация моряков – польза для всего мира».

Несомненно, вакцинация моряков имеет очень важное значение для всего мира.
Во-первых, в интересах их собственного здоровья, когда они защищены от COVID-19, а также для того, чтобы обеспечить им уверенность во время передвижений по миру для смены.
Во-вторых, по мнению North, наиболее вероятно, что суда с вакцинированным экипажем столкнутся с меньшим количеством ограничений со стороны портовых властей. А это должно обеспечить более эффективную работу судов и откроет морякам возможность схода на берег, если это позволяют местные обстоятельства.
Теоретически, вакцинированные моряки должны будут иметь меньше ограничений на поездки, а это облегчит смену экипажей.  

Первоочередное вакцинирование моряков имеет преимущества и для общественного здравоохранения, поскольку вакцинированные моряки с гораздо меньшей вероятностью окажут негативное влияние на здоровье других людей, с которыми они могут контактировать во время передвижений по миру.

Таким образом, вакцинация моряков приносит пользу самим морякам, их семьям, судоходным компаниям, в которых они работают, а также портам и странам, которые они посещают.

Когда же программа приоритетного вакцинирования моряков может начать действовать?

Здесь всё зависит от многих обстоятельств.

Основным фактором будет гражданство моряка.
В настоящее время вакцины, в основном, доступны в государственных медицинских учреждениях, и каждая страна имеет свой собственный план вакцинации.

Ниже приводим карту, на которой отмечено, что некоторые из ключевых стран-поставщиков экипажей, до сих пор не завершили разработку своих программ вакцинации, планируемую до 2023 года (исходя из того, что 60-70% составляют большинство взрослого населения). То есть, отдают приоритет людям старшего возраста (от 65 лет), как наиболее подверженным заболеванию, отодвигая другие группы населения на второй план. Большинство членов экипажей моложе 50 лет, а это значит, что очередь до них дойдёт не раньше 2023 года, поскольку они, теретически, менее уязвимы. 

Карта разработки программ вакцинации в мире

Эта проблема уже признана судоходной отраслью. Судоходные организации, включая Международную группу P&I Club, присоединились к призывам к действию – признанию моряков первоочередной категорией работников для вакцинации.
Это привело к тому, что главы 5 организаций ООН, включая Всемирную Организацию здравоохранения, Международную организацию труда и Международную морскую организацию призвали уделять наиболее приоритетное внимание вакцинации моряков против COVID-19  (www.imo.org/en/MediaCentre/PressBriefings/Pages/vaccination-UN-joint-statement.aspx)

В совместном заявлении организаций ООН также признается необходимость создания совместимой глобальной системы сертификатов COVID-19, позволяющей морякам регулярно пересекать границы без ограничений и карантинов.

Тем не менее, во всём мире тема приоритетности вакцинации моряков, всё ещё остаётся неопределенной.
То, что правительства многих стран не уделяют должного внимания морякам, как первоочередной группе привело к тому, что операторы судов принялись изучать варианты юридически обоснованной программы частной вакцинации для своих моряков.

Могут ли компании организовать вакцинацию в частном порядке?

Частная программа вакцинации может стать одним из вариантов в будущем. Но сначала ее следует тщательно проработать, прежде чем предпринимать какие-либо действия в этом направлении.

С юридической точки зрения.

Важно, чтобы была проведена полная комплексная проверка вакцины, подтверждающая:

а) подлинность вакцины,
б) что вакцина имеет одобрение ВОЗ,
            * одобрение страны, гражданином которой является моряк,
            * одобрение страны работодателя,
            * одобрение государства флага.

В противном случае, вполне вероятно, что вариант частной вакцинации широкого распространения не получит. А, возможно, наоборот, будет иметь серьёзные последствия, если, например, в результате вакцинации возникнут осложнения или побочные эффекты. Здесь работодатель будет нести полную ответственность, сходную с такой, как причинение вреда по неосторожности.  

С практической точки зрения

Страховая группа North рекомендует, чтобы вакцина вводилась квалифицированным медицинским работником на берегу, а не на борту судна.
Важно, чтобы можно было четко зафиксировать, что процедура была проведена соответствующей третьей стороной, а не рисковать обвинением в халатности в случае возникновения каких-либо проблем.

На практическом уровне, в случае возникновения каких-либо серьезных побочных эффектов от введения вакцины, неразумно рисковать, чтобы большинство членов экипажа на одном и том же судне подверглось такому воздействию.

Также было бы разумно рассмотреть плюсы и минусы использования вакцины с одной дозой или вакцины с двумя дозами, поскольку при организации последней могут возникнуть логистические проблемы (вторая доза той же вакцины должна быть введена там же где и первая, спустя определённое время).

Может ли судовладелец потребовать или заставить своих моряков вакцинироваться от COVID-19?

Здесь надо отметить, что не все члены экипажа готовы с радостью использовать возможность вакцинации, поскольку уровень скептицизма и сомнений в отношении вакцин варьируется от страны к стране.

Судовладельцы должны не заставлять, а поощрять своих моряков получать вакцину, когда есть такая возможность; просвещать их в плане целесообразности прививок, которые являются безопасными и эффективными.

Судовладельцы наверняка захотят, чтобы их моряки были вакцинированы, поскольку это поможет защитить каждого из них, экипаж в целом, а также тех, кто находится на берегу, помогая в борьбе с международными ограничениями.

Однако требовать, чтобы моряки в обязательном порядке были привиты перед рейсом, может быть нецелесообразным.

Любые существенные изменения в условиях найма должны быть тщательно проработаны, юридически обоснованы и согласованы со всеми другими  соответствующими сторонами.

Международная палата судоходства (ICS) подготовила короткое видео, представляющее их практическое руководство по вакцинации для моряков https://vimeo.com/528215098

Само Руководство можно скачать здесь: https://www.ics-shipping.org/publication/coronavirus-covid-19-vaccination-practical-guide/

Требуется ли подтверждение вакцинации?

Очень важно, чтобы члены экипажа, прошедшие вакцинацию самостоятельно, имели доказательства вакцинации, и чтобы они сообщили об этом своему работодателю задолго до подписания контракта.  
Это доказательство может быть представлено в разных странах в разных формах, но, как правило, это либо бумажная, либо онлайн-форма «Сертификата вакцинации»

В настоящий момент во многих странах разрабатываются собственные варианты сертификатов.

Что покрывается P&I?

Если кто-либо из членов экипажа в течение срока действия трудового договора заболеет в результате вакцинации, юридические обязательства членов экипажа покрываются P&I таким же образом, как и в случае любого другого заболевания.

ICS подготовила руководство "COVID-19: Юридические вопросы, ответственность и  вопросы страхования, возникающие в связи с вакцинацией моряков. Консультации с различными  отраслевыми органами, включая Международную группу P&I Club".

Статься подготовлена по материалам Nepea.com, International Chamber Shipping и др.