COVID-19 серьезно ударил по крюингам. Особенно тем, которые комплектуют экипажи на океанский флот.
За весь 2020 года более 400 тысяч моряков застревали на борту на срок более 11 месяцев, максимум, разрешенный работать на борту в соответствии с MLC-2006. Такое не забывается и вряд ли способствует рекламе и престижу «ключевой профессии». Только летом прошлого года кое-как начались смены «задержавшихся». И теперь этот народ не желает думать о море до осени, собираясь провести хоть какое-то лето дома с семьей.
Целый год усилия международных общественных организаций, включая агентства ООН, представляли собой пар, уходящий в никуда. Наглухо закрытые континенты, редкие «хабы», привередливо выбирающие кому повезет смениться.
Романтикой здесь и не пахнет, налицо отторжение мировых извозчиков от мира. В ходе кризиса расходы судовладельцев на смену экипажей выросли в среднем на 35%-40%.
Проваливаясь в бездну трат, судовладельцы сейчас достигли дна, усеянного такими обломками, как значительные потери в кадетах и других желающих попробовать себя в морской профессии. Ходят слухи о ряде досрочных выходов на пенсию среди моряков во время пандемии.
По мнению британского крюингового агентства Spinnaker Global, с середины 2021 году начнется острая нехватка квалифицированных кадров. Ожидается, что этот пробел будет и в 2022 году, когда мировая экономика окончательно выйдет из кризиса. Лишь тогда, не раньше, моряки стран первого мира (Евросоюз, США и Япония) вернутся на рабочие места и начнется конкуренция.
Короче, повторятся последствия финансового кризиса 2008 года, с характерным двухлетним пробелом.
А повышенный спрос наблюдается и на рядовой состав балкерного флота, специалистов и офицеров этих океанских «летучих голландцев», обреченных носить свои экипажи до открытого порта смены.
Дефицит в кадрах вряд ли будет длительным, но необратимым последействие пандемии станет социальное дистанцирование, дистанционное общение и, разумеется, обучение.
Например, в Евросоюзе с марта прошлого года закрылась половина образовательных учреждений, практиковавших аудиторную подготовку.
Вместо этого пришли порталы, платформы электронного обучения, видео-конференции и даже видео-конгрессы.
Грядет полноценная интерактивная среда, связывающая моряка от домашнего дивана с ходовым мостиком через офис крюинга и судовладельца в режиме реального времени.
Это новый дивный мир.