Согласно отчетам Международной морской организации (ИМО), в последние годы продолжается рост числа пиратских нападений. Они стали более организованными, агрессивными и профессиональными. Пираты используют современные навигационные приборы и технологии связи, чтобы выслеживать и атаковать торговые суда.
Пираты атакуют судно, грабят ценные грузы, а затем требуют выкуп за освобождение заложников. Известны случаи, когда пираты убивали или ранили членов экипажа в случае отказа выполнять их требования. Это создает значительную опасность для жизни и безопасности моряков.
В 2023 году пираты проявляли активность, прежде всего, в водах Юго-Восточной Азии и Африки. Сомалийские пираты, например, продолжали захватывать коммерческие суда и требовать выкуп за их освобождение. Однако, совместные усилия международных военных сил привели к снижению угрозы пиратства в этом регионе, способствовали поддержанию безопасности торговых путей и предотвращению дальнейших пиратских нападений.
Кроме того, пиратская активность наблюдалась и в других частях мира. В Восточной Азии, на южном побережье Филиппин и Индонезии, на западном побережье Африки, в Нигерии и Гвинейском заливе наиболее частыми случаями пиратских нападений явились ограбления коммерческих судов с целью завладения грузом и получением выкупа. Для предотвращения таких случаев, страны в этих регионах расширяют свои границы морской безопасности, укрепляют патрулирование своих водных территорий, активно сотрудничают с международными организациями, чтобы справиться с этой угрозой.
Ниже приводим лишь несколько примеров нападений в сентябре 2023 г.
- В территориальных водах
mv "YANGZE 8" (9725732, флаг Либерии). Балкер.
Инцидент: Судно находилось в движении, когда капитан отправил в Сингапурскую систему Информации о движении судов (VTIS West), сообщение о том, что в машинном отделении замечены четыре преступника. У одного из них был предмет, похожий на пистолет. Капитан поднял тревогу и собрал весь экипаж. Впоследствии экипаж обыскал судно, но преступников не нашли. Все члены экипажа были на месте, никто не пострадал. Капитан сообщил, что экипаж обнаружил пропажу запасных частей двигателя. Инцидент произошел, когда балкер направлялся к месту посадки на борт лоцмана (Eastern Bunkering C Anchorage). Соответствующее предупреждение по безопасности в целях борьбы с пиратством было передано по радиосвязи. Об инциденте были уведомлены Оперативная группа по морской безопасности (MSTF) ВМС Республики Сингапур (RSN) и Береговая охрана Сингапура, также, о происшествии были проинформированы индонезийские власти.
- В районе порта
Название судна не разглашается. Танкер-продуктовоз
Инцидент: Четверо грабителей, вооруженных ножами, проникли на борт стоявшего на якоре танкера. Одного стоявшего на вахте члена экипажа, взяли в заложники и связали. Была поднята общая судовая тревога. Услышав сигнал тревоги, грабители скрылись с украденным судовым имуществом и запасами. Об инциденте сообщили в PSC. Сотрудники Береговой охраны, поднялись на борт судна, провели осмотр и составили акт для дальнейшего расследования обстоятельств происшествия.
mv "MAERSK LOGGER" (9425722, флаг Дании). Буксир
Инцидент: Двое посторонних на лодке подплыли к стоявшему на якоре буксиру и проникли на борт. Вахтенный матрос во время обхода заметил посторонних и немедленно поднял тревогу. Услышав сигнал тревоги, злоумышленники скрылись, прихватив с собой судовое имущество.
mv "MSC WAVE F", (9232462, флаг Либерии). General Cargo Ship
Инцидент: 4 или 5 грабителей, вооруженных ножами и металлическим прутом проникли на борт стоявшего у причала грузового судна. На судне подняли тревогу, члены экипажа прибежали на место аварийного сбора. Испугавшись актитвности экипажа, грабители скрылись на лодке с похищенным судовым имуществом.
mv "MAERSK BELFAST" (9299446, флаг Сингапур). Танкер-химовоз
Инцидент: Судно стояло на якоре, вахтенный патрулировал палубу, когда услышал звук двигателя лодки слева по борту. Члены экипажа бросились выяснять, что произошло и увидели лодку, удаляющуюся от их судна. Поскольку она находилась уже на приличном от судна расстоянии, экипаж не смог определить количество преступников. На борту был проведен обыск, преступников не нашли, зато обнаружили пропажу двух швартовных тросов. Экипаж не пострадал. Местные власти были уведомлены о происшествии через местного агента.
mv "MUREX" (9705641, флаг Багамских островов). Танкер
Инцидент: Шесть человек на небольшой лодке приблизились к стоявшему на якоре танкеру. Двум преступникам, вооруженным ножами, удалось проникнуть на борт танкера — они пролезли между якорной цепью и крышкой клюза, которую они позже сняли. Они бросили в приближающихся к ним членов экипажа металлический прут, на котором держалась крышка люка и скрылись на своей лодке. Сообщений об украденном имуществе не было. Экипаж несколько раз пытался дозвониться до морских властей, но не получил ответа.
mv "MAETIGA" (9386861, флаг Либерии). Танкер-продуктовоз
Инцидент: 15 или 18 грабителей проникли на борт стоявшего на якоре танкера. Угрожая ножами, они связали вахтенных и охранника, который совершал обход причала. Грабители похитили судовые запасы и скрылись. Экипаж сообщил о происшествии властям, а Береговая охрана Перу поднялась на борт танкера для проведения расследования.
mv "NORDSUN" (9705158, флаг Мадейра). Балкер.
Инцидент: Старший помощник капитана балкера, стоявшего у причала в порту, заметил двух людей, похожих на стивидоров, выходящих из вертолетного склада. Он окликнул их и велел остановиться. Преступники поняли, что их обнаружили, и стали убегать. Одного из них удалось задержать с помощью офицера службы безопасности порта. В ходе расследования выяснилось, что были украдены судовые запасы и имущество.
Здесь следует отметить, что отдельные пиратские группы все чаще объединяются, чтобы увеличить свою силу и возможности. Они обмениваются информацией, опытом, ресурсами и даже оружием. Такая координация делает их более успешными в своих действиях и усложняет борьбу с ними силами правопорядка и международными организациями.
Согласно прогнозам экспертов, угроза пиратских нападений в мировых водах будет расти и по-прежнему представлять серьезную угрозу для судоходства и международной безопасности. Власти и организации по борьбе с пиратством должны принимать более серьёзные меры для сдерживания и предотвращения пиратских нападений, чтобы обеспечить безопасность морской торговли и защитить жизни моряков.
По материалам Информационного бюллетеня ЦИА РПСМ и интернет-журнала https://investim.guru/
Фото: из открытых источников интернета.
Таблица: https://investim.guru/