Неуклонно повышающиеся транспортные расходы предприятий закрепляются в контрактах на следующие 12 месяцев, вынуждая компании перекладывать дополнительные расходы на потребителей.
Цена на контейнеры с товарами из Китая до западного побережья США и в европейские порты приблизилась к рекордному максимуму в течение нескольких месяцев. В связи с этим созрели условия для дальнейшего повышения, даже несмотря на то, что спотовые ставки обычно снижаются в это время года. Более того, новые контракты, подписанные некоторыми крупнейшими импортерами США, указывают на то, что это не будет кратковременным эффктом.
Большинство крупных ритейлеров и производителей заключают ежегодные контракты с морскими перевозчиками, чтобы зафиксировать ставки фрахта контейнеров в частных переговорах, которые обычно проходят в это время ежегодно.
По словам Джорджа Гриффитса (George Griffiths), аналитика отдела ценообразования контейнерных перевозок в S&P Global Platts, контрактные ставки в последнее время составляют от 2500 до 3000 долларов за 40-футовый контейнер – это на 25-50% выше, чем год назад.
«Это показывает тенденцию, что так будет продолжаться, и никто не ожидает снижения ставок в ближайшее время», - сказал Гриффитс. По его словам, контейнеровозы «движутся к этому с удвоенной силой».
Каналы поставок в стране настолько запутаны, что привлекли внимание чиновников Федеральной резервной системы, которые пытаются установить денежно-кредитную политику, исходя из скорости восстановления экономики США и прогнозов инфляции.
Несмотря на то, что в ближайшие месяцы наблюдаются признаки стабильной производственной деятельности, «сообщения о нехватке материалов и рабочей силы, а также об ограничениях в транспортировке сигнализируют о некоторых потенциальных ограничениях темпов восстановления производства», - говорится в протоколе заседания Федерального комитета по открытым рынкам центрального банка, опубликованном в среду 17 марта.
«Мы собираемся поговорить об инфляции», - сказал Джим Бьянко, президент и основатель Bianco Research, в интервью Bloomberg Television. «Если мы это увидим, придется ускорить работу ФРС».
МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Более высокие транспортные расходы были вызваны сочетанием факторов, включая растущий спрос на фоне стимулирующих проверок, перенасыщенность портов и слишком малое количество судов, докеров и дальнобойщиков. Эти проблемы слишком обширны, чтобы их можно было исправить с помощью какого-либо краткосрочного решения, и они создают волновой эффект во всех цепочках поставок в США.
Они вызывают серьезные проблемы у владельцев бизнеса, таких как Арнольд Камлер, генеральный директор компании по изготовлению велосипедов Kent Bicycles.
«Я описываю наш бизнес здесь как попытку поиграть в «whack-a-mole», - сказал Камлер в интервью. «Вы едва успеваете решить одну проблему, а следом уже появляется другая».
Генеральный директор компании по производству велосипедов Fairfield, расположенной в Нью-Джерси, в которой работает 225 человек и которая импортирует запчасти из Азии сказал, что его транспортные расходы за последние месяцы выросли более чем вдвое. Кроме того, водители грузовиков нерегулярно забирают товар со складов, в то время как нехватка запчастей мешает производству удовлетворить спрос. Компания Kent Bicycles четыре раза поднимала цены на свои велосипеды за последние 12 месяцев, отчасти из-за стоимости транспортных расходов, сырья и тарифов.
БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ РОСТ
Гордон Даунс, генеральный директор Нью-Йоркской транспортной биржи (New York Shipping Exchange), онлайн-грузовой платформы, сказал, что более крупные компании часто могут обеспечить более выгодные тарифы на доставку благодаря размеру своих заказов. Более мелкие, однако, зависят от спотовых ставок и повышения цен.
«Особенно, если вы не являетесь действительно крупным грузоотправителем, у которого очень сложный процесс переговоров и много рычагов влияния, вы вынуждены принять эти условия», - сказал Даунс.
Например, повышение цен и надбавки, взимаемые с малых предприятий, использующих спотовые ставки, могут быть связаны с чем угодно - от погоды и загруженности судов до стоимости топлива и сырья.
Камлер сказал, что положения его контрактов позволяют контейнерным перевозчикам взимать надбавки в пик сезона, который, как он ожидает, продлится до середины ноября. Соответственно, если он не поднимет стоимость, то не сможет изготавливать больше велосипедов. «Когда контракт не является договором? Это когда вы подписываете контракт с судоходной компанией». - сказал Камлер.
Всемирный совет судоходства, представляющий линейную индустрию, заявил, что самые большие логистические трудности возникают на суше, и что рынок определяется спросом и предложением.
«Поскольку доставка обычно представляет собой небольшую стоимость за единицу перевозимого товара, спрос не очень чувствителен к цене», - сказал Джон Батлер, президент и главный исполнительный директор Вашингтонского совета в своём заявлении «Таким образом, когда спрос превысит возможности, которые мы наблюдаем сегодня, ставки будут расти».
Джим Эстилл, генеральный директор канадской Danby Appliances, сказал, что грузы иногда простаивает в порту до 10 дней, прежде чем их погрузят в поезда или грузовики. Это ведет к повышению цены: например, морозильная камера, которая обычно продается за 350 долларов, теперь стоит примерно на 70 долларов дороже из-за проблем с доставкой. «Рост цены сейчас только начинается», - сказал он.
ПИКОВЫЕ СЕЗОНЫ
В США и других странах морские перевозки обычно имеют два пиковых сезона в году. Один наступает перед Китайским Новым годом, когда компании пополняют запасы перед закрытием китайских фабрик на праздники, а другой начинается с конца лета, чтобы подготовиться к рождественским покупкам.
Были оптимистические планы, что в переходный период 2021 года можно будет решить проблему с контейнерами, но блокировка Суэцкого канала в прошлом месяце добавила ещё больше напряжения, которое только разрушило эти надежды.
Проблемы возникают во всей корпоративной среде.
Так компания Nike Inc. заявила, что выручка за последний квартал снизилась на 10% из-за проблем с цепочкой поставок, включая нехватку контейнеров и проблемы с местами в портах США.
Кентс Камлер сказал, что обычно он очень нервничал из-за высокой стоимости доставки и отсутствия запчастей. «Единственное, что успокаивает, что все мои соперники находятся со мной в одной лодке», - сказал он.
По материалам gCaptain