На что рассчитывать моряку, покинувшему борт судна самовольно, до истечения контракта?
Такие вопросы от моряков, хоть и редко, но поступают в наш адрес. Причём и от сделавших контракт под иностранным флагом, и от работавших под российским.
Вот и на прошлой неделе к нам пришёл матрос с жалобой, что компания, после списания с судна, недоплатила ему заработанные за рейс деньги.
Версия моряка: «Отработал контракт, написал рапорт на списание, уехал домой. Расчетный лист не дали, недоплатили 500 $».
Стали разбираться. Судно под иностранным флагом, даже коллективный договор имеется; крюинг наш, калининградский, предоставил нам все документы по моряку. У матроса, действительно, истекал контракт в конце июля, о чем тот заблаговременно подал рапорт на списание в конце месяца, но, когда судно в середине месяца зашло в один из российских портов, он, никому ничего не сказав, покинул борт и пропал в неизвестном направлении. Как был - без личных вещей и документов.
Правда на следующее утро вернулся, попросил отдать вещи, а, получив их, уехал домой, не дождавшись смены.
Так почему же ему не доплатили?
Потому что в любом контракте, - и отдельным пунктом в коллективных договорах - прописано, в каких случаях моряк может списаться с судна до истечения контракта за счет судовладельца.
В жизни всякое случается, и дома, иногда, нужно оказаться срочно и быстро. Но тогда - если конкретный случай не прописан в договоре, - списывающийся компенсирует свою замену: то есть, билеты, визы оплачивает не только себе, но и сменщику.
И 500$ удержанных в указанном конкретном случае - далеко не предел, потому что доставка смены в любой другой порт может стоить и 2, и 3 тысячи долларов, а то и дороже.
Другое дело, если с моряка удержали меньше, чем было потрачено на его замену (ну не заработал он столько за этот период), то судовладелец вряд ли будет судиться с моряком, чтобы компенсировать 2-3 тысячи долларов, он просто у себя галочку поставит: «больше этого человека на работу не брать».
Под российским флагом дело может обстоять еще хуже.
Дело в том, что кроме отказа судовладельца работать с этим человеком в дальнейшем, можно и в трудовую книжку плохую запись получить, с которой не каждый работодатель в России такого человека рискнет взять на работу.
Так, например, недавно обратившиеся к нам моряки с судна под российским флагом, тоже писали заявление на увольнение, и, купив билеты за свои деньги, не дождавшись смены, поспешили улететь домой.
Теперь они хотят получить зарплату за отработанное время и компенсацию транспортных расходов.
Все вроде бы просто, но вот в чем подвох: они тоже ушли с судна за два дня до прибытия сменщиков, оставили вахту, не передали дела ... Поэтому, если за отработанное время российский судовладелец им всё-таки заплатит, то о компенсации билетов речи нет. Мало того, им грозит увольнение за прогулы, а не по собственному желанию.
Тут мы, конечно, попытаемся помочь морякам, и дело даже, возможно, дойдет до суда, но результат, в ходе судебного разбирательства, может сложится не в пользу моряков.
Поэтому, уважаемый моряки, помните, что нельзя вдруг, посреди рейса сказать: «Я устал, я ухожу» и поехать домой без последствий.
Если уж действительно имеется причина, то лучший способ – это договориться о смене с судовладельцем. Самим или с нашей помощью.
Не повторяйте чужих ошибок. Прежде чем что-то сделать, подумайте или проконсультируйтесь с нами.
Я УСТАЛ, Я УХОЖУ