29 ЛЕТ СО ДНЯ ГИБЕЛИ Т/Х "СЫРВЕ"

 21 октября исполняется двадцать девять лет трагедии, произошедшей в 1994 г в Черном море у берегов Турции, когда затонул теплоход «Сырве».
Судно принадлежало Калининградской судоходной компании «Рефтрансфлот». Во время шторма перегруженный теплоход опрокинулся. 11 из 26 членов экипажа погибли.  

Из материалов уголовного дела:

  • 10.1994 г. т/х "Сырве", под командованием капитана Жирова Эдуарда Васильевича, прибыл в порт Эрегли (Турция).
  • 10.1994 г. судно ошвартовалось к причалу под погрузку асбесто-цементных плит, упакованных в деревянные ящики в виде обрешетника.

Согласно договору, на судно должно было быть погружено 3 569 т груза, что составляло, примерно, 1 860 мест, для перевозки во Францию (порты Бордо, Нант). Вес каждого ящика с грузом составлял примерно 2 000 кг. Однако размеры ящиков были неодинаковые и отличались друг от друга по длине. 
Погрузка ящиков велась в грузовые трюмы с №1 по №4 таким образом, что первый ряд ящиков располагался от борта до борта.
В зависимости от высоты помещения, на них ставились второй и третий ряды ящиков, которые уже не доходили до борта на расстояние от 0,6 м до 1,2 м. Всего в трюмы было погружено около 3 000 тонн.
Кроме трюмов груз принимался на палубу, под ответственность фрахтователя.

  • 10.1994 г. В 15 часов на палубу было погружено еще 270 т груза. Старший помощник Головацкий Е.Н. приостановил погрузку, так как расчет остойчивости показал, что метацентрическая высота составляет примерно 15 сантиметров и, согласно инструкции, дальнейший прием груза недопустим. Однако, прибывший на борт капитан судна приказал продолжить погрузку на палубу. На палубу было погружено всего 570 т. Груз на крышках трюмов крепился тросом, пропущенным через талрепы, которые крепились за проушины в крышках трюмов на расстоянии 1-1,2 метра.
  • 10.1994 г. В 11.00 пог рузка была закончена. 
    В 15 часов прибыл лоцман.

С помощью буксиров начали отшвартовку. На мостике находился капитан, старший помощник капитана, второй (вахтенный) помощник капитана, рулевой матрос Трошунин С.В. и лоцман. По показаниям старшего помощника, лоцман спросил прогноз. Старпом ответил «до 5 баллов по шкале Бофорта». Однако, метеослужба Турции в сводке от 21.10.94 г. давала штормовое предупреждение, включая западную часть Черного моря, где расположен порт Эрегли.

Лоцман посоветовал с таким палубным грузом встать на якорь и дождаться улучшения погоды. Но капитан принял решение выйти в море.

Отдали швартовы, начали движение. Прошли ворота порта, лоцман убыл с борта. Судно легло на ГКК-272,0 градуса и последовало в направлении пролива Босфор.

По показаниям старшего помощника капитана, он заявил капитану, что судно имеет статический крен на левый борт и большой период бортовой качки, что свидетельствует о неудовлетворительной остойчивости и предложил возвратиться в порт или встать на якорь на внешнем рейде, но капитан не согласился с его мнением и ушел с мостика.

  • В 16.00 судно вышло из-за мыса Олюдже. Ветер усилился до 8-10 м/сек, крен судна увеличился до 4 градусов, а на качке достигал 10 градусов на левый борт. Начали перекачку дизтоплива и мазута для выравнивания крена.
  • В 22.00 от резкого удара волны судно получило статический крен порядка 13 градусов на левый борт, который достигал на качке 20-25 градусов и фальшборт практически находился под водой.

На мостик прибыли капитан и старший помощник. Капитан дал команду брать влево и ложиться на обратный курс. В машину дали команду принимать балласт в танк № 2 правого борта. В это время начальник радиостанции подготовил к работе радиопередатчики "Бриг", "Муссон". После разворота на обратный курс капитан дал команду вахтенному штурману объявить общесудовую тревогу и рубить тросы крепления палубного груза. Часть палубного груза, примерно 100 тонн, ушло за борт, но крен судна продолжал увеличиваться.

  • Около 22.20 капитан разрешил дать SOS, передать сообщение о бедствии и координаты на 16 канале УКВ. Включили аварийный радиопередатчик, включили р/передатчик "Муссон" и передали на частоте 500 кГц SOS и на английском языке "Мы тонем в координатах 41,20 градусов северная, 30,0 градусов восточная, на борту 26 человек, нужна немедленная помощь".

Крен судна продолжал увеличиваться и к моменту остановки главного двигателя, примерно в 22.50, достиг 30 градусов. По трансляции была дана команда: "Экипажу покинуть борт". Вследствие большого крена и сильного волнения спасательные шлюпки спустить было невозможно. Было принято решение спасаться на спасательных плотах. Один плот с правого борта сорвался и перекатился на левый борт, второй плот правого борта был благополучно сброшен на воду. В него спустились 17 человек и его отнесло от борта. По показаниям начальника радиостанции, когда он прибыл из радиорубки на шлюпочную палубу, на воде было три раскрытых плота. Один с правого и два с левого борта. Штормовым ветром плоты сносило в сторону берега. Спаслись 15 человек, которые находились в плоту правого борта (2 человека погибли при опрокидывании плота в прибойной волне). Из 9 членов экипажа, спасавшихся на левом борту, никому не удалось спастись. Тела 7 человек были найдены на берегу, в Турции.

     Жлоба Эдуард Анатольевич, сварщик, и Шариков Алексей Алексеевич, 2-й помощник капитана, пропали без вести.

     Судно затонуло в 23.00 по судовому времени 21 октября 1994 года в Черном море у побережья Турции (широта 41 градус 16 минут северная; долгота 30 градусов 28 минут восточная).

     Заключение комиссии:       

     Причиной гибели т/х "Сырве" и членов экипажа послужило решение капитана о погрузке на палубу 570 тонн груза, в результате чего были нарушены требования информации об остойчивости, а также запоздалое решение об оставлении судна, неиспользование экипажем судна переносной радиостанции и аварийных радиобуев.

     04 ноября состоялось прощание с погибшими моряками и похороны.

Захоронение членов экипажа судна находится на Старом кладбище, на Проспекте Мира, в 20-ти метрах от мемориала погибшим во время крушения траулера «Тукан» в феврале 1967 года.

По материалам НП "Общество Некрополистов", http://samlib.ru/m/morozow_w/gibelxdocx.shtml
Фото из открытых источников Интернета