НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ СЕГОДНЯ?

НОВЫЕ ПОРЯДКИ – НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ – НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ПРОФСОЮЗУ.
НА ЧТО СЕГОДНЯ ЖАЛУЮТСЯ МОРЯКИ?

Борьба с пандемией внесла новые порядки практически во все сферы деятельности и аспекты привычного жизненного уклада всех граждан. Изменения коснулись ЕГЭ, медицины, работы досуговых центров, продовольственных магазинов и многого другого. Не стала исключением и «оперативно-правовая» деятельность Калининградской организации РПСМ.

Ранее, одним из ключевых направлений по защите социально-трудовых прав моряков, была регулярная инспекция труда на судах, заходящих в порт Калининград.

С введением обязательной социальной изоляции, данную деятельность, разумеется, пришлось ограничить. Однако, судя по всему, и после снятия ограничений с инспекцией труда какое-то время придётся повременить.
Дело даже не в том, что есть опасность распространения заразы, - так как никаких ограничений с допуском на суда под любым флагом ни для агентов, ни для проверяющих со с стороны государства – нет, посещай себе на здоровье сколько душе угодно.

А дело в отношении членов экипажа ко всему приходящему с берега, как к серьёзной потенциальной угрозе их здоровью. Хоть моряки и рады видеть представителей профсоюза и МФТ на борту практически всегда, на последних инспекциях, которые мы провели сразу после снятия запрета, можно было невооружённым глазом заметить сильную обеспокоенность моряков из-за гостей с берега.

Сегодня мы по-прежнему мониторим судозаходы в Калининградский порт, изучаем историю этих заходов, интересуемся судовладельцем, флагом, национальностью экипажа, а также наличием или отсутствием проблем и открытых задач в базе данных инспекторов труда РПСМ и МФТ, чтобы заранее сделать определённые выводы о ситуации на борту. А в случаях жалоб от моряков или других особых случаях мы посещаем суда очно.

Тем не менее, хоть мы и «заморозили» на время рутинную инспекцию труда, в ходе которой довольно часто выявлялись разные нарушения и недочёты трудовых стандартов, дел у инспекторов не убавилось.

Как говорится, где-то уходит, а где-то приходит. Так получатся и в нашей работе. Наблюдается даже всплеск обращений моряков, причём, кроме традиционных звонков и электронных писем, в ход идут все современные средства связи — это и вотсап с вайбером, и сообщения в социальных сетях, и даже СМС. Кроме того, и сами проблемы-вопросы носят особый, прецедентный характер, так как во всех случаях есть прямая связь с новыми реалиями в условиях пандемии.

Так, например, сейчас лидерство в заявлениях моряков занимает тема репатриации.

Кто-то уже работает дополнительный контракт и беспокоится, что компания судовладельца теперь имеет право не списывать моряка, пока новый контракт не закончится или же наоборот, возьмёт, да и спишет до окончания нового срока, а потом за смену деньги удержит.

Кто-то застрял на берегу как раз в тот момент, когда отменилось авиасообщение. И бедолага не знает, каким образом ему вернуться домой и куда обратиться за помощью.

У кого-то просто сдают нервы из-за информационной паники или из-за требований членов семьи, и он ищет любой способ вернуться домой, при том, что до конца контракта ещё далеко.

И всё бы ничего, и ранее судовладельцы могли списать таких моряков с соответствующими удержаниями без всяких проблем. Но сейчас это просто невозможно. Вот и появляются серьёзные проблемы с точки зрения правовых норм. Ведь такого моряка - если на борту людей вровень с «сэйф меннигом», то есть, с минимальным количеством экипажа для безопасной эксплуатации судна - нельзя перевести в пассажиры. Он должен работать. А он, естественно, этого не делает, тем самым мотивируя судовладельца к скорейшему прекращению с ним трудовых отношений.

Или же когда такой вот «незаменимый фактически» моряк попался за пьянку. Ведь заменить то его нет возможности.

В то же время, риск попасть в проблемную ситуацию не просто сохранился, а возрос. Это касается как материальных моментов, так и ментальных. Из-за падения рынка и кризиса возможен рост случаев социального демпинга. А из-за ограничений в смене и сходов на берег, экипажи оказываются вымотанными и деморализованными, а это напрямую ведёт к очень серьёзным рискам, связанным с несоблюдением должных мер безопасности, конфликтам, криминалу и суицидам.

Однако, среди обилия таких случаев, порядок решения которых на сегодняшний день не предусматривается никакими нормативно правовыми актами, в том числе коллективными договорами, приходится находить компромисс. Но в компромиссах часто бывает, что всё решает не объективное право, а субъективная мораль. И к большому счастью, в подавляющем большинстве решение, так или иначе, принимается в пользу моряка.