ЕЩЁ ОДНА ОПАСНОСТЬ ДЛЯ МОРЯКОВ: СТАРЕНИЕ СУДОВ

Грузовые суда служат основой мировой торговли, перевозя товары через моря и океаны. Однако многие из этих судов стареют, что вызывает опасения по поводу их мореходных качеств и безопасности их экипажей.

По данным Международной морской организации (IMO), средний возраст коммерческих грузовых судов во всем мире составляет более 20 лет. Это означает, что многие из этих судов эксплуатируются десятилетиями, что приводит к их износу, а также технологическому старению.

Как долго может прослужить коммерческое грузовое судно? Срок службы грузового судна может варьироваться в зависимости от нескольких факторов, включая техническое обслуживание, материалы, используемые при его строительстве, и условия, в которых оно эксплуатируется. Как правило, судно может оставаться мореходным в течение 25-30 лет, но некоторые из них могут прослужить дольше, если их содержать в хорошем состоянии.

Однако даже при надлежащем техническом обслуживании стареющие грузовые суда могут испытывать проблемы, влияющие на их мореходные качества и безопасность их экипажей. Например, коррозия может ослабить корпус, а механические компоненты могут изнашиваться, что приводит к поломкам или отказам в работе. На старых судах также могут отсутствовать современные средства безопасности, такие как системы пожаротушения или современные средства навигации, что может увеличить риск несчастных случаев.

  • Коррозия корпуса: со временем воздействие морской воды, вибрация, механические воздействия могут вызвать ржавчину и другие формы коррозии, которые ослабляют конструкцию грузового судна. Это может привести к таким проблемам, как пробоины корпуса, что, в свою очередь может привести к затоплению судна. Надлежащее техническое обслуживание и регулярные проверки могут помочь снизить риск коррозии. Но это требует значительных инвестиций и ресурсов.
  • Механические неисправности: по мере старения судов их двигатели, двигательные установки и другие важные компоненты могут изнашиваться и подвергаться поломкам. Это может привести к задержкам в работе, неисправностям или даже тотальным поломкам, которые могут поставить под угрозу не только доставку груза, но и безопасность членов экипажа.
  • Современные средства и технологии безопасности. В некоторых случаях на старых грузовых судах могут отсутствовать современные средства или технологии безопасности, что может поставить их в невыгодное положение по сравнению с более новыми судами. Например, многие старые суда могут не иметь передовых навигационных средств, что может привести к столкновениям или посадке на мель в плохих погодных условиях или в условиях слабой видимости.

При ненадлежащем обслуживании или небрежной эксплуатации устаревших грузовых судов, они могут представлять значительный риск для каждого человека на борту. 

Вспомним случай с El Faro (7395351, USA) — трагический пример ситуации, связанной со старением грузовых судов. El Faro был 40-летним контейнеровозом, который затонул во время урагана Хоакин в 2015 году, в результате чего погибли все 33 члена экипажа. При расследовании инцидента Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) обнаружил целый список проблем с безопасностью, которые привели к гибели судна, например, отсутствие современных средств безопасности и устаревшее навигационное оборудование. У капитана, вдобавок, был ограниченный доступ к информации о погоде, что, возможно, привело к недооценке угрозы приближающегося урагана.
У
El Faro просто не было шансов выдержать такой шторм, как Хоакин. 
Все 33 члена экипажа судна заплатили своими жизнями.

Потеря «Эль Фаро» и ее команды заставила вновь обратить внимание на безопасность старых грузовых судов и необходимость ужесточения  правил и контроля для обеспечения их мореходных качеств. ИМО и другие организации призвали к более комплексным стандартам безопасности и проверкам, а также к увеличению инвестиций в техническое обслуживание и модернизацию старых судов.

Несмотря на эти опасения, «списание на иголки» старых судов может быть затруднено из-за экономических и экологических факторов. Многие старые суда остаются в работе, потому что их эксплуатация обходится дешевле, чем новых судов, а стоимость вывода их из эксплуатации и утилизации может быть значительной. Кроме того, многие старые суда по-прежнему способны перевозить грузы и необходимы для торговли в определенных регионах мира.

Приведение грузовых судов десятилетней давности в соответствие с текущими стандартами безопасности также может, при определенных обстоятельствах, подпадать под «серую зону» закона. Как правило, на суда распространяются требования безопасности, действовавшие на момент их постройки, но может потребоваться модернизация новых средств безопасности, если это будет сочтено необходимым для безопасной эксплуатации судна. 

Для решения этих проблем некоторые организации предложили программы, поощряющие безопасную и ответственную утилизацию старых судов. Эти программы стимулировали бы судовладельцев списывать старые суда и заменять их более новыми, более эффективными и экологически безопасными. Они также обеспечили бы ответственную переработку старых судов, сводя к минимуму воздействие на окружающую среду и защищая здоровье и безопасность работников, участвующих в процессе переработки.

ИМО устанавливает международные стандарты безопасности и эксплуатации судов, в том числе грузовых. Эти стандарты периодически обновляются, чтобы отражать достижения в области технологий и решать возникающие проблемы безопасности. Суда, построенные до введения этих стандартов, не обязаны соответствовать им задним числом, но на них могут распространяться другие правила в зависимости от их возраста и государства флага, под которым они работают.

В некоторых странах действуют собственные правила эксплуатации старых судов. Например, Береговая охрана США требует, чтобы все суда, работающие в водах США, соответствовали ее правилам, независимо от их возраста. Это означает, что старые суда могут быть обязаны модернизировать новые средства безопасности, такие как усовершенствованные системы пожаротушения или системы очистки балластных вод, если Береговая охрана сочтет это необходимым.

В некоторых случаях исключения могут быть предоставлены более старым судам, если будет установлено, что они работают безопасным и экологически ответственным образом. Например, Международная конвенция ИМО по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) допускает исключения из определенных требований безопасности для судов старше 20 лет, которые надёжно обслуживаются и считаются находящимися в хорошем состоянии.

Однако исключения не являются автоматическими и должны предоставляться в каждом конкретном случае после тщательной проверки и анализа. Идея состоит в том, чтобы найти баланс между обеспечением безопасности судна, его экипажа и окружающей среды, а также признать экономические и эксплуатационные реалии старых судов. 

Нельзя игнорировать риски, связанные со старением судов. Заинтересованные стороны отрасли должны работать над совершенствование правил и стандартов безопасности, чтобы лучше защищать работников морского транспорта и окружающую среду. Это включает в себя усилия по поэтапному отказу от старых судов и замене их более современными и эффективными моделями.

По материалам gCaptain.com