КАПИТАН – БОГ, ОТЕЦ, ПРОКУРОР И СУДЬЯ НА БОРТУ СУДНА

На фото - капитан Юрий Николаевич Горбач, капитан НИС "Академик Мстислав Келдыш"

Нам часто приходится разбирать жалобы моряков, в которых они жалуются на действия или бездействия капитанов морских судов.

Иногда жалобы бывают обоснованными, а иногда и нет. Но в ходе разбирательств выясняется, что многие слабо понимают права и обязанности капитана на борту.

Давайте разберемся и для примера возьмём права и обязанности капитана, работающего на судах под Российским флагом (под иностранными флагами действуют те же требования, только подкрепленные законами страны государства флага).
Все подробно с комментариями о правах и обязанностях капитана прописано в «Кодексе торгового мореплавания РФ» (КТМ РФ).

Глава IV КТМ РФ. Экипаж судна.
КАПИТАН СУДНА (англ. captain of ship) - по законодательству РФ о торговом мореплавании лицо, относящееся к командному составу судна, на которое возлагается управление судном, в т.ч. судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу (ст. 61 КТМ РФ), а также функции органа дознания, представителя судовладельца и грузовладельца и др. специальные функции.

1. Помощь терпящим бедствие в море и при столкновениях судов. 
Например, капитан обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море (ст. 62 КТМ РФ). За нарушение этой обязанности он несет уголовную ответственность по ст. 270 УК РФ.

2. Оказание медицинской помощи. 
Если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, то капитан обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения РФ (ст.64 КТМ РФ). 
(Наши комментарии: Отметим, что каждый моряк вправе требовать от капитана, в случае необходимости, направить его на обследование или лечение в госпиталь в ближайшем порту. Если вы сами не будете на этом настаивать, никто этого делать не будет, т.к. это требует больших расходов. В этом случае, ваша судьба – в ваших руках.)

 3. Принятие мер в случае военных действий. 
В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и др. имущества (ст. 65 КТМ РФ). 
(Наши комментарии: Важно отметить, что без вашего письменного согласия никто не в праве направить вас в Зону военных действий.)

 4. Слово капитана - закон. 
Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами. Капитан вправе применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом о дисциплине, а также в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа. Капитан имеет право, в зависимости от конкретных условий работы или введений новых форм организации труда, производить в соответствии с действующим законодательством о труде необходимое перераспределение обязанностей между отдельными членами экипажа.  Капитан вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества (ст. 67 КТМ РФ).

5. Капитан является дознавателем. 
Тот же Кодекс устанавливает статус капитана, как органа дознания (ст. 69). В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, Капитан выполняет функции органа дознания, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством РФ, а также инструкцией о производстве дознания на судах, находящихся в плавании, утвержденной Генпрокурором РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. В указанной инструкции должны предусматриваться права и обязанности капитана в отношении производства дознания, обеспечения лицу, подозреваемому в совершении преступления, возможности защищаться установленными законом средствами и способами, охраны его личных и имущественных прав, а также основания и порядок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, условия его содержания на судне.

Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, до передачи его компетентным органам в первом порту РФ, в который зайдет судно. В случае необходимости Капитан должен направить такое лицо вместе с материалами дознания в РФ на др. судне, плавающем под Государственным флагом РФ.

Капитан может передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено международным договором РФ, лицо, в отношении которого у капитана имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина РФ, а также лица без гражданства, постоянным местом жительства которого является РФ. В данном случае капитан обязан, если это практически осуществимо, по возможности до входа судна в территориальное море иностранного государства, направить в его компетентные органы уведомление о своем намерении передать им такое лицо и причинах его передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.

В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту РФ признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, К.с. обязан немедленно информировать об этом компетентные органы.

6. Капитан-ЗАГС. 
Капитаны на борту наделены полномочиями регистрировать рождение и смерть на судне, составлять завещания, которые приравнены к нотариальным (ст. 70 КТМ РФ).
Капитан обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка и о каждом случае смерти на судне. 
Капитан обязан уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину. В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, Капитан имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта. Капитан обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта РФ, в который зайдет судно.

7. Капитан - судо- и грузовладелец.
Капитан, в силу своего служебного положения, признаётся представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца (ст. 71 КТМ РФ). 

8. Капитан может продать судовое имущество. 
Капитан судна, в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания: в частности, для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания.

 9. Капитан принимает решение об оставлении судна. 
В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров.

Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей. 
(Наши комментарии. Отдать распоряжение об оставлении судна может только капитан.) 

В заключении хотелось бы отметить, что капитан на борту судна не только представитель судовладельца, как многие справедливо считают, но еще и представитель власти со всеми вытекающими последствиями.

То есть капитан – бог, отец и судья на борту. Отвечая за всё и всех, является представителем судовладельца и владельца груза во всех инстанциях. Он регистрирует рождение и смерть, заверяет доверенности и завещания, занимается расследованием преступлений и оказывает помощь терпящим бедствие. Капитан отвечает за судно и груз, за жизнь и здоровье экипажа на борту судна. Капитан – это не только самый главный начальник на борту судно, но и огромная ответственность! За все и за всех!  

Берегите себя, хороших вам рейсов и капитанов!

По материалам «Кодекса торгового мореплавания РФ» (КТМ РФ).
Фото из группы ВКонтакте