"ЛОШАДИ УМЕЮТ ТОЖЕ ПЛАВАТЬ, НО НЕ ХОРОШО, НЕ ДАЛЕКО..."

Одинокий труп коровы плавает в Восточно-Китайском море, примерно в 120 км к северо-западу от острова Амами-Ошима, Япония.

Два выживших моряка и несколько мёртвых коров – это всё, что осталось от судна “GULF LIVESTOCK 1” (IMO 9262883, PAN), перевозившего крупный рогатый скот, попавшего в тайфун "Майсак" и затонувшего 2 сентября с.г.
На судне было 43 члена экипажа и 5867 голов крупного рогатого скота. Как могло случиться, что такое судно с лёгкостью перевернулось и затонуло почти мгновенно?

Это судно, водоизмещением восемь с половиной тыс.тонн, «родилось» малотоннажным контейнеровозом-фидером в 2002 году. С тех пор ходило с контейнерами на борту по мелким портам, пока не попало в руки компании Hijazy & Ghosheh (Йордания), переделавшей его в скотовозку. Переделка представляла собой просто надстройку клеток в несколько ярусов. Разумеется, остойчивость судна с живым товаром на борту несколько изменилась.

Вообще-то, фидеры такого типа обычно работают вдоль побережья, но для “Gulf Livestock 1” судовладельцы начертили маршрут по безбрежному и беспокойному Тихому океану.

Несколько лет судну везло, хотя и в течение этого периода оно неоднократно нарывалось на замечания портовых инспекций, систематически отмечавших плохое состояние судна. Например, в мае 2019 года Австралийское управление по безопасности на море выявило проблемы с остойчивостью и плавучестью, что задержало его отправку из Австралии в Индонезию.
А в январе этого года свои замечания высказал инспектор ITF в Австралии, которому экипаж пожаловался на проблемы с зарплатой и снабжением.
“Gulf Livestock 1” медленно погружался в полосу неудач.

В своё последнее путешествие судно вышло из Новой Зеландии 14 августа и должно было прибыть в китайский порт Цзитан 5 сентября. Но 2 сентября оказался на пути тайфуна «Майсак».

Трудно поверить, что капитан мог пропустить тайфун, двигающийся наперерез судну или не принял во внимание тайфун, как серьёзную угрозу. Возможно, 34-летний капитан Данте Аддуг (Dante Addug) неправильно рассчитал траекторию тайфуна, а, может, надеялся, что судно как-то справится со стихией... Теперь уже не узнать. Какими бы ни были причины, на тайфун «Майсак» всей мощью обрушился прямо на судно.

Как позже рассказывал один из двоих выживших, старший помощник Сарено Эдвардо, сначала отказал главный двигатель. Судно развернуло бортом навстречу всей силе волн и ветра, и быстро опрокинуло. Таков закономерный исход для любого выведенного из строя судна в сильный шторм, но особенно это касается кораблей с высоким надводным бортом и большой надстройкой.

Команда боролась изо всех сил, чтобы удержать судно на плаву. Но вода уже заливала электрику и машинное отделение. Экипаж тщетно боролся за спасение обречённого судна. Тайфун "Майсак" всё ещё бушевал над Южной Японией, когда судно затонуло. Приборы корабля показывали, что он двигался при сильном ветре 56 узлов или 66 миль в час. Капитан отправил сигнал бедствия японской береговой охране примерно в 1.20 утра в среду, 2 сентября.

Жена капитана Мариэль Джун Чунанон накануне вечером успела поговорить с мужем. Он признался, что боится и молится, чтобы тайфун «Майсак» прошёл стороной. Весь вечер во время надвигающейся бури она писала мужу смски, поддерживала и подбадривала. «Я волнуюсь за тебя и молюсь, чтобы тайфун поскорее ослаб» - писала Чунанон. «Это страшно» - отвечал он. Спустя несколько часов она написала снова «Как ты там, любовь моя? Я сейчас немного посплю. Надеюсь и молюсь, чтобы ты был в безопасности». Но эта смс осталась без ответа.

Спустя почти сутки, поздно вечером японские спасатели обнаружили первого выжившего, старпома Сарено Эдвародо (Sareno Edvarodo), 45-летнего филиппинца. Его быстро доставили на спасательное судно, завернули в одеяла. Он сказал спасателям: "Спасибо. Большое спасибо. Я - единственный? И больше никого?” и добавил: “Мне очень жаль ... Мне так повезло”.

Большая часть погибших филиппинцы. Их родственники и семьи ещё долго будут оплакивать своих близких.

Но никто никогда не вспомнит о шести тысячах несчастных животных, принявших смерть в океане.

Л.Люлина
По материалам FleetMon, Newshub.co.nz, ABC.net.au, scmp.com, dailymail.co.uk и WorldAnimalsVoice.com