НИ ОДИН МОРЯК НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ БРОШЕННЫМ

Столкнувшись с резким увеличением количества брошенных экипажей морских судов за последние несколько лет, Международная морская организация (IMO), работающая со своей дочерней группой ООН, Международной организацией труда (ILO), приняла новую серию руководящих принципов, чтобы наибольшим образом гарантировать, что государства флага выполняют свои обязательства. Действия были предприняты во время первого заседания новой Трехсторонней рабочей группы, созданной группами для более эффективного решения проблемы оставления моряков.

Организации подчеркнули резкое увеличение случаев оставления экипажей, о которых сообщалось МОТ, несмотря на существующие правила, в первую очередь в соответствии с Конвенцией о труде в морском судоходстве (MLC-2006), призванные обеспечить социальное обеспечение и репатриацию всех членов экипажа независимо от обстоятельств. Текущие правила призывают государства флага проверять финансовую безопасность оператора, и, если оператор не выполняет свои обязательства, государство флага должно вмешаться, чтобы завершить репатриацию.

Несмотря на такой системный подход, МОТ сообщает, что по состоянию на середину декабря этого года число обращений об оставлении экипажей превысило 114 случаев. Это намного превышает исторический средний показатель, составлявший менее 20 случаев в год в период с 2011 по 2016 год. По данным МОТ, к 2019 году число случаев удвоилось, а во время пандемии в 2020 и 2021 годах возросло ещё более чем в два раза. Точно так же, по оценке неправительственной организации RightShip, на 1 июня 2022 года общее количество моряков, брошенных во всем мире за последние 20 лет, составляло 8820 человек на 628 судах.

Международная федерация транспортников (ITF) вмешивается в дела и освещает отдельные случаи, поскольку она также стремится привлечь внимание к увеличению количества случаев, когда приходится иметь дело с особо тяжелыми условиями.

Новые руководящие принципы, согласованные на встрече МОТ-ИМО, устанавливают дополнительные процедуры, которые должны быть предприняты государствами, если судовладелец не выполняет свои обязательства, включая организацию и оплату возвращения экипажа домой по окончанию контракта. Это также включает невыплаченную заработную плату или другие договорные права, такие как медицинское обслуживание, или как обстоятельства, определяющие, когда моряк считается брошенным. Новые руководящие принципы призывают государства вместе с судовладельцами и организациями моряков определить обязательства и обязанности, а также роли, которые должны играть различные заинтересованные стороны в стандартной операционной процедуре.

Они также призывают государства флага не реже одного раза в год проверять действительность финансового обеспечения. Государствам порта также рекомендуется проводить проверки во время государственных портовых инспекций иностранных судов. Государства, в которых действуют службы найма и трудоустройства, также призывают их регулярно проверять наличие в этих службах системы, обеспечивающей защиту моряков, которых они набирают и трудоустраивают.

В дополнение к тому, что новые стандартные операционные процедуры должны быть разработаны государствами-членами, на совещании также обсуждалась важность совместной базы данных ИМО-МОТ, касающейся брошенных моряков. Они согласились с необходимостью обновления и улучшения базы данных.

Новые руководящие принципы основаны на соответствующих международных трудовых стандартах МОТ, в частности на Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC-2006), а также на более ранней совместной резолюции МОТ-ИМО, принятой в 2001 году. Они также включили соответствующие международные рамки и соглашения ИМО, а также соответствующие тенденции и изменения в региональном и национальном законодательстве и практике.

Итоги встречи будут доложены Руководящему Совету МОТ и Юридическому комитету ИМО в 2023 году.

По материалам The Maritime Executive