ПОТЕРЯ БДИТЕЛЬНОСТИ ОПАСНА И НА БЕРЕГУ, И В МОРЕ

Ситуация, когда один отключает AIS, чтобы не выдать своё место "рыбалки", а второй "отключает" визуальное наблюдение, потому что занят другими делами, может привести к негативным последствиям.
Ниже описываем реальный случай, произошедший в норвежской бухте Лангесундсбукта. 

Рано утром небольшое грузовое судно вышло из порта и направилось в каботажный рейс.

Вахтенный офицер находился на мостике один, поскольку уже рассвело и видимость была хорошей. Он взял курс на юго-юго-восток согласно плану перехода, судно шло со скоростью примерно 12 узлов. Штурман внимательно осмотрел горизонт через окна мостика на предмет потенциальной опасности, проверил радар, который показывал сигналы АИС от нескольких небольших судов. Он не увидел ничего, что могло бы вызвать его беспокойство, хотя представлявший опасность объект, уже находился рядом, чуть левее линии курса его судна, примерно в 6 морских милях.
После этого вахтенный офицер переключил свое внимание на административные задачи и сел за компьютер, расположенный в кормовой части рулевой рубки. До прибытия в следующий порт ещё было достаточно времени, но штурман хотел закончить эту работу поскорее.

Тем временем на маленьком рыболовном суденышке, находящемся примерно в шести милях, экипаж из двух человек занимался ловлей креветки.
Были включены навигационные огни, кроме того, имелись дневные сигнальные огни, предупреждающие о тралении. Ночью рыбаки переключили АИС в пассивный режим, чтобы скрыть местоположение судна, поскольку расположение конкретных мест лова креветок считалось «коммерческой тайной».

Примерно в 08:28 экипаж прекратил траление и начал выборку трала, как вдруг рыбаки заметили приближающийся к ним сухогруз. Капитан подумал было о вызове грузового судна по УКВ, но не счел это необходимым, поскольку было светло и видимость была хорошей. Экипаж продолжил буксировать трал с включенным двигателем на переднем ходу. В действительности, однако, из-за течения и того, что во время выборки их тянуло к тралу, судно двигалось назад со скоростью около одного узла. 

Через некоторое время, вновь увидев приближающееся судно, рыбаки опять не восприняли это как опасность, а решили, что это обычное движение в этом районе, и что судно пройдет рядом, не задев их. Однако вскоре поняли, что столкновения не избежать, дали "полный назад", но избежать удара не удалось. 
В 08:35 сухогруз столкнулся с «рыбаком».

В это время на сухогрузе, ничего не подозревающий вахтенный офицер, отвлёкшись то ли на срочную работу за компьютером, то ли на мобильный телефон, внезапно ощутил, как что-то сильно врезалось им в носовую часть.

Выглянув, он с ужасом увидел мачту рыболовного судна по правому борту.

В результате столкновения рыбацкое судёнышко накренилось и развернулось почти на 180 градусов, но к счастью, не потеряло ход.

Экипаж не пострадал и оперативно приступил к проверке состояния своего судна, у которого был серьезно поврежден левый носовой фальшборт, однако критической угрозы безопасности судна не было.

Вахтенный офицер сухогруза после столкновения сбавил скорость, развернул судно, связался по УКВ рации с "рыбаком" и поинтересовался, нужна ли им помощь. В ответ услышал много "хорошего" в свой адрес, а также предложение побыть рядом, но на безопасном расстоянии из-за рыболовных снастей.

Позже оба судна благополучно вернулись в порт для осмотра и ремонта.

Извлеченные уроки.
Отвлекающие факторы, будь то административные задачи или личные дела (особенно мобильный телефон!), притупляют бдительность. 
Не все малые суда имеют или постоянно используют свою АИС, поэтому крайне важно постоянно вести тщательное визуальное и радиолокационное наблюдение.

По материалам Marineinsight.com, Safety4sea.com

Фото: Safety4sea.com