ПРОКЛЯТИЕ КАЛЬМАРА

В утренних сумерках 8 марта 2021 года небольшая лодка с навесным мотором тайком пробралась в порт Монтевидео, чтобы оставить на причале умирающего матроса, а затем тихо скрылась.

Матрос, изможденный 20-летний индонезиец по имени Даниэль Аритонанг, провел в море полтора года, работая на китайском судне для ловли кальмаров под названием "Чжэнь Фа 7".
И вот теперь его бросили на причале, в полубессознательном состоянии, с телом, буквально чёрным от побоев и следами удушения. Его руки и ноги были раздуты до размеров дыни.

Спасатели, случайно обнаружившие Даниэля, доставили его в ближайшую больницу, вызвали полицейских и местную переводчицу Джесику Рейес. Прибыв в отделение скорой помощи, она застала Аритонанга едва живым. Он рассказал, что последние две недели подвергался пыткам, его избивали, душили и лишали еды. Когда врачи увозили его в реанимацию, он плакал и из последних сил шептал: “Пожалуйста, позовите моих друзей. Мне очень страшно”.

***
Монтевидео, один из самых оживленных рыболовецких портов в мире, пользуется популярностью среди китайских судов-кальмароловов, несколько сотен из которых в последние годы рвутся на богатый промысел в открытое море у юго-восточного побережья Южной Америки. Суда частенько заходят в Монтевидео для дозаправки, ремонта и пополнения запасов.

Многие члены экипажей этих судов - индонезийцы и когда их привозят в Монтевидео ранеными или больными (а, случается, и мёртвыми), портовые чиновники связываются с Д.Рейс, которая является одной из немногих переводчиков в городе, говорящих на бахасе, официальном языке Индонезии. Ей часто звонят, чтобы помочь связаться с семьями погибших рыбаков. На протяжении последних десяти лет в этот порт, в среднем, раз в два месяца доставляли, как минимум, одно мёртвое тело, в основном с китайских кальмароловов.


Фото представлено в иллюстративных целях

***
Приступив к работе на "Чжэнь Фа 7", Аритонанг принял участие в том, что, можно назвать крупнейшей кальмародобывающей операцией, которую когда-либо знал мир.
Подпитываемый растущим в мире аппетитом на морепродукты, Китай значительно расширил свое присутствие в открытом море, располагая флотом дальнего плавания, насчитывающим до 6500 судов - что более чем вдвое превышает его ближайшего мирового конкурента. К тому же Китай, в настоящее время, управляет терминалами в более чем 90 портах по всему миру и приобрел политическую лояльность, особенно в прибрежных странах Южной Америки и Западной Африки. Он стал бесспорной мировой супердержавой по добыче морепродуктов.
Но за превосходство Китая на морских просторах пришлось дорого заплатить.
Рыболовство, в принципе, считается самым рискованным промыслом в мире, а, по многим показателям, работа на китайских судах-кальмароловах является одной из самых опасных и жестоких. Долговая кабала, торговля людьми, насилие, преступная халатность и смерть – к сожалению, обычное явление для этого флота. Когда одна из неправительственных организаций, занимающихся обеспечением экологической справедливости по всему миру опросила 116 индонезийских членов экипажей, которые работали в период с сентября 2020 года по август 2021 года на китайских рыбодобывающих судах и кальмароловах, примерно 97 процентов из них сообщили, что испытывали ту или иную форму долговой кабалы, у них отбирали заработанные деньги и документы, а 58 процентов сообщили, что испытали физическое насилие.
*** 
История Аритонанга началась, когда судно «Zhen Fa 7» 29 августа 2019 года покинуло порт Шидао в китайской провинции Шаньдун и направилось в порт Пусан, Южная Корея, чтобы забрать свой индонезийский экипаж.
Это было праздничное время - начало осеннего рыболовного сезона в Китае.
Под фейерверки и барабанную дробь жители деревни Шидао украсили рыболовные лодки красными флагами, как надежду на обильный улов. Через три дня после запуска «Zhen Fa 7» заголовок в провинциальной газете гласил: "Откройте море! Давайте нагуляем аппетит и будем есть только морепродукты!”.
Даниэль Аритонанг приложил немало усилий, чтобы обеспечить себе место на борту. После окончания средней школы в 2018 году он изо всех сил пытался найти работу. Уровень безработицы в Индонезии довольно высок: более 5,5% по стране и более 16% среди молодежи. Поэтому, когда Анхар, лучший друг, предложил им вместе отправиться за границу поработать на рыболовецком судне, Аритонанг сразу согласился. Друзья и семья были удивлены его решением, потому что требования к работе были очень высокими, а зарплата очень низкой. Но работа есть работа, а он и Анхар отчаянно нуждались в ней. “На суше они спрашивали меня об опыте и умениях”. Сказал Анхар, вспоминая, почему он решил уйти в море. “Но у меня, честно говоря, нет ни того, ни другого”.

Летом 2019 года Аритонанг и Анхар связались с агентством по подбору персонала, базирующимся на Центральной Яве. В морском мире кадровые агентства набирают и поставляют работников на рыболовецкие суда, занимаясь всем, начиная с зарплаты, трудовых контрактов и билетов на самолет, заканчивая портовыми сборами и оформлением виз. Они слабо контролируются, зачастую подвержены разным злоупотреблениям и связаны с торговлей людьми.

5 июля 2019 года, следуя инструкциям агентства, Аритонанг и Анхар отправились на лодке на Яву, а затем - в Тегал. Там они прошли медосмотр и сдали свои паспорта и банковские документы, а также фотографии и копии свидетельств о рождении. (Как позже выяснилось, это агентство не имело лицензии на деятельность, а затем и просто исчезло).

Следующие два месяца парни ждали в Тегале ответ из агентства. Денег не хватало. Через социальные сети Аритонанг связался со своим другом Фирмандесом Нуграхе с просьбой помочь с деньгами хотя бы на еду. Нуграха уговаривал его вернуться домой. “Какое море! Ты, даже, не умеешь плавать!”- напомнил ему друг.

В конце концов ожидания работы увенчались успехом и 1 сентября Аритонанг и Анхар поднялись на борт "Чжэнь Фа 7", и судно отправилось в плавание через Тихий океан. В экипаже было 30 человек: 20 из Китая, 10 из Индонезии.

Ночная ловля кальмаров

Даниэль тяжело заболел в конце января 2021 года. Белки его глаз пожелтели, ноги опухли и болели, он потерял аппетит и способность ходить. По всей вероятности, он страдал от заболевания, известного как авитаминоз, вызванного дефицитом витамина В1 (тиамина). Иногда называемый “рисовой болезнью” или «бери-бери». Эта форма авитаминоза исторически возникала на кораблях, в тюрьмах, приютах для душевнобольных и лагерях мигрантов, где рацион состоял в основном из шлифованного или белого риса или пшеничной муки, которые являются плохими источниками тиамина. Когда такой авитаминоз случается на судах в настоящее время, это считается признаком преступной халатности, поскольку, по мнению судебных патологоанатомов, он достаточно медленно развивается, поддается лечению и обратим.

Другие индонезийцы на борту умоляли капитана оказать Аритонангу медицинскую помощь на берегу, но капитан отказался. Позже, когда отказ капитана попросили объяснить Анхара, друга Аритонанга и товарища по команде, тот сказал: “Там все еще было много кальмара. Мы были в разгаре процесса добычи”.

К февралю Аритонанг больше не мог стоять. Он стонал от боли, то приходя в сознание, то снова теряя его. Разгневанная индонезийская команда пригрозила забастовкой. “Мы все были против капитана”, - рассказал Анхар. Капитан, наконец, согласился и 2 марта Аритонанга перенесли на ближайший топливозаправщик под названием "Марлин", экипаж которого шесть дней спустя оставил его на причале в Монтевидео.

Но к тому времени было уже слишком поздно. В течение нескольких часов врачи реанимации пытались сохранить ему жизнь, но он скончался.

Днем позже местный коронер провёл вскрытие. “Было применено физическое насилие” говорится в протоколе результатов вскрытия. Прокурор, расследовавший дело Аритонага, отказался сообщить результаты расследования, но добавил, что, как и в случае большинства преступлений на море, было слишком мало информации для работы.
22 апреля тело Аритонанга было доставлено самолетом в Джакарту, а затем - в дом его семьи, где толпа жителей деревни торжественно выстроилась вдоль дороги, чтобы выразить свое почтение.

Похороны состоялись на следующий день. Его памятником стали две простые доски, сколоченные посередине.
Той же ночью чиновник из агентства по найму персонала компании, в которой работал Аритонанг посетил его семью, чтобы обсудить “мирное соглашение”. Анхар рассказал, что в итоге семья согласилась на компенсацию в размере 200 миллионов рупий что, примерно, равно 13 000 долларов. Семья неохотно рассказывала о событиях на судне. Брат Аритонанга, Бебен, сказал, что он не хотел, чтобы у его семьи были неприятности, и что разговоры об этом деле могут вызвать проблемы у его матери. “Мы, семья Даниэля, - сказал он, - заключили мир с людьми с судна и закрыли это дело”.

А кальмаролов “Zhen Fa 7” закончил промысел и отправился в свое долгое путешествие домой. В мае 2021 года он зашел в Сингапур, где высадил свой оставшийся индонезийский экипаж, который не ступал на сушу почти два года. Затем судно, наконец, вернулось в Шаньдун, где выгрузило 330 тонн кальмара, предназначенных на экспорт.

В своём электронном письме судовладелец “Zhen Fa 7”отказался комментировать смерть Аритонанга, но сообщил, что «в ходе расследования компания не обнаружила никаких доказательств неправомерного поведения на судне. Не нашлось ничего, подтверждающего ужасные инциденты, а именно: жестокое обращение, физическое насилие, унижение личности или удержание заработной платы”. Компания добавила, что передала этот вопрос Китайской ассоциации рыболовства за рубежом, которая регулирует отрасль. Вопросы, отправленные в это агентство, остались без ответа.

10 апреля 2022 года, через год после смерти Аритонанга, когда журналисты снова посетили семью Даниэля, его мать сидела на ковре в своей гостиной с другим своим сыном. Она извинилась, что в доме нет мебели и негде сидеть, кроме как на полу. По словам деревенского старосты, в доме был проведен ремонт на деньги жителей деревни.

Так что, в конце концов, Аритонангу все-таки удалось привести в порядок дом своих родителей.
Но какой ценой?

По материалам: The Maritime Executive
Фото: открытые источники