РЕПАТРИАЦИЯ. КАК ПРАВИЛЬНО ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ.

Сегодня хотелось бы поговорить о репатриации. Как показывает практика, тут у моряков возникает много вопросов.

РЕПАТРИАЦИЯ - возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся в силу различных обстоятельств на территории других государств.
В нашем случае это возвращение моряка домой.

В соответствии с Конвенцией о труде в морском судоходстве (MLC-2006), каждый моряк имеет право на репатриацию без затрат в следующих случаях 
1. Трудовой договор моряка истекает во время нахождения судна за границей.
    Тут все понятно: отработал на судне указанный в контракте срок без замечаний и уехал домой.

2. Трудовой договор моряка расторгается:
     a) по инициативе судовладельца.
Тут тоже все, более-менее, ясно. Вот только причины для расторжения могут быть разные.
Например, решил судовладелец оптимизировать расходы на переходе через океан и сократил, в связи с этим, часть экипажа. Моряки согласились и поехали домой.

    б) по инициативе моряка по обоснованным причинам.
Тут уже сложнее, тут нужно опираться на коллективный договор, Конвенцию MLC-2006, либо на национальное законодательство. Как правило, обосновать такую причину довольно сложно.
Например, смерть близкого родственника практически никогда не обсуждается, моряк летит домой за счет компании.  А вот списаться с судна за счет судовладельца, ссылаясь на техническое состояние судна или бытовые условия, без квалифицированной помощи Российского профсоюза моряков или портовых властей, вряд ли получится.

Также моряки имеют право на репатриацию:

-  в случае заболевания или травмы.
Тут тоже всё не так просто.
В случае заболевания или получения травмы, доказать нетрудоспособность бывает хоть и сложно, но возможно. Нужно добиваться от капитана медицинского освидетельствования в ближайшем порту. И, если после медицинского осмотра в госпитализации вам откажут, то веским основанием отправится домой за счет компании будет являться заключение врача о том, что вы не можете продолжать работать на судне, так как вам требуется амбулаторное лечение по месту жительства. Но, в любом случае, если даже врач не настаивает на госпитализации или считает, что вашему здоровью и жизни ничего не угрожает, а состояние вашего здоровья ухудшается, добивайтесь повторного освидетельствования.

К сожалению, примеры, когда моряки, умирают на борту судна без должной медицинской помощи, ещё встречаются. И ответственность за это никто не несёт. А ваша жизнь, в таких случаях, в ваших руках.

Кроме того, в случае необходимости вас обязаны лечить в лечебном учреждении до тех пор, пока вы не будете пригодны по состоянию здоровья для переезда к месту жительства.

-   в случае, если судовладелец не способен далее выполнять свои обязательства по договору в качестве работодателя моряка по причине банкротства.
Тут, либо сами, либо консульство, либо профсоюз - если вы член РПСМ – вам в помощь. Банкрот вам билеты не купит.

-   если судно направляется в зону военных действий при отсутствии согласия со стороны моряка.
Тут нужно пояснить, что, прежде всего, вам должны предложить подписать соглашение о том, что вы готовы туда отправиться. В случае вашего отказа, вас должны отправить домой за счет компании. При этом, судовладельцем должны быть оплачены расходы на проживание и питание с момента, когда моряк сходит с судна и до момента, когда он прибывает к месту жительства.

Не все моряки знают про это требование Конвенции. В гостинице, понятно, кормят, а вот в аэропорту – забывают. И получается, что моряк проводит в аэропортах по несколько суток, прежде чем доберется до дома и вынужден питаться в дороге за свой счет. В таких случаях сохраняйте кассовые чеки и требуйте возмещение денежных средств у компании, в которой вы нанимались. Судовладельцам запрещено заставлять моряков оплачивать авансом, в начале контракта, стоимость репатриации и удерживать расходы по репатриации из заработной платы, за исключением случаев, когда будет обнаружено, серьёзное нарушение моряком его трудовых обязанностей.
Под нарушением трудовых обязанностей подразумевается грубое нарушение трудовой дисциплины, как правило, это – появление в пьяном виде на борту судна и невыполнение своих должностных обязанностей. Но, в любом случае, решение принимает капитан.

Еще хотелось бы добавить, что в некоторых коллективных договорах указано, что судовладелец обязуется за свой счет отправить российского моряка только до двух городов России: Москвы и Санкт-Петербурга. А дальше моряк должен лететь за свой счет. Но на деле компания, в качестве бонуса, покупает билеты моряку до ближайшего к его дому аэропорта. Таким образом, изучая коллективный договор  обращайте на это внимание, чтобы потом не возникало вопросов, почему только Москва или Питер. 

Надеемся, эта статья будет вам полезна.

Пользуйтесь своими правами и берегите себя!

Владимир Сычев,
Инструктор по работе с моряками