СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ В РУКАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИТАЛИИ

Новый указ, подписанный президентом Италии 2 января 2023 года, сократит возможности спасателей на море и тем самым сделает Центральное Средиземноморье — один из самых смертельно опасных путей миграции в мире — еще более рискованным. Декрет, якобы, нацелен на NGO SAR (Международное объединение Неправительственных Организаций (НПО-NGO), использующих поисково-спасательные суда и авиацию (SAR), но реальная цена будет заплачена людьми, следующими через Центральное Средиземноморье и оказавшимися в бедственном положении.

С 2014 года гражданские спасательные суда восполняют пробел, который образовался вследствие того, что европейские государства намеренно создали, прекратив поисково-спасательные операции на государственном уровне. NGO сыграли важную роль в восполнении этого пробела и предотвращении гибели людей в море, последовательно соблюдая при этом действующее законодательство.
Несмотря на это, государства-члены ЕС, прежде всего Италия, в течение многих лет пытались воспрепятствовать гражданским поисково-спасательным операциям путем клеветы, административного преследования и криминализации NGO и активистов.
Уже существует всеобъемлющая правовая база для SAR, а именно Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS) и Международная конвенция о морском поиске и спасании (Конвенция SAR). Однако правительство Италии ввело еще один свод правил для гражданских судов SAR, которые препятствуют проведению спасательных операций и подвергают еще большему риску людей, терпящих бедствие в море.
Среди прочего, итальянское правительство требует, чтобы гражданские спасательные суда после каждой спасательной операции немедленно направлялись в Италию. Это задерживает дальнейшие спасательные операции, поскольку суда обычно проводят несколько спасательных операций в течение нескольких дней. Указание поисково-спасательным организациям немедленно следовать в порт, в то время как другие люди терпят бедствие в море, противоречит обязанности капитана оказывать немедленную помощь терпящим бедствие людям, как это закреплено в UNCLOS.
Этот элемент указа усугубляется недавней политикой итальянского правительства по более частому назначению «дальних портов», что может составлять до четырех дней навигации от текущего местоположения судна.
Оба фактора призваны удерживать суда SAR вне зоны спасения в течение длительного времени и снижать их способность оказывать помощь людям, терпящим бедствие. NGO итак перегружены из-за отсутствия государственной программы по спасению людей, а сокращение присутствия спасательных судов неизбежно приведет к тому, что в море трагически погибнет еще больше людей. 
Еще одним вопросом, поднятым указом, является обязательство собирать на борту спасательных судов данные о выживших, что свидетельствует об их намерении подать заявку на международную защиту, и делиться этой информацией с властями. Инициировать этот процесс — обязанность государств, и частное судно — неподходящее место для этого. 
Просьбы о предоставлении убежища следует рассматривать только на суше, после высадки в безопасное место и только после удовлетворения неотложных потребностей, как недавно пояснило Агентство ООН по делам беженцев (UNHCR).

В целом декрет итальянского закона противоречит международному морскому праву, правам человека и европейскому праву и, следовательно, должен вызвать резкую реакцию Европейской комиссии, Европейского парламента и европейских государств-членов и институтов.

Гражданские организации, участвующие в поисково-спасательных операциях в центральном Средиземноморье, призывают итальянское правительство немедленно отозвать недавно изданный закон.

NGO SAR также призывает всех членов итальянского парламента выступить против указа, тем самым не допустив вступления его в силу. 
Необходима не очередная политически мотивированная структура, препятствующая спасательной деятельности SAR, а чтобы государства-члены ЕС, наконец, соблюдали существующие международные и морские законы, а также обеспечивали оперативное пространство для гражданских участников поисково-спасательных операций. 

Обращение подписано восемнадцатью организациями, входящими в NGO, в том числе EMERGENCY ("Агентство по Чрезвычайным Происшествиям"), Médecins Sans Frontières/Doctors Without Borders ("Врачи без границ"), MEDITERRANEA Saving Humans ("Средиземноморье спасает людей"), MISSION LIFELINE ("Миссия жизни") и другими.

 

По материалам сайта Medecins Sans Frontierens и Safety4sea.com

Фото:  Medecins Sans Frontierens